Размышления о зимнем катании



   Мы живём в городе Жуковский Московской области - это там, где раз в два года проводятся авиасалоны. Так получилось, но у нас нет лыж, Оксана вообще не любит на них кататься, а я в своё время не купил, а сейчас все деньги уходят на велики и путешествия и на лыжи ничего не остаётся. Зима у нас длиннее лета, бассейна в городе нет, а по выходным надо чем-то заниматься и мы стали кататься зимой на велосипедах. Можно было бы ездить в бассейн в соседний город, но нам лень, так что подтверждается - это основной двигатель прогресса. Началось всё с поездок на местный оптовый рынок. Он расположен в Жуковском на отшибе и достаточно далеко от моего дома, а продукты летом мы привыкли покупать именно там и цены ниже и как в супермаркете всё под рукой. Как принято в природе, после лета наступает осень, а потом зима и однажды выпадает снег, а на рынок ехать надо.

   Надо сказать, что на велике я катаюсь с десяти лет и до 1997 года у меня отношение к поездкам по снегу было очень отрицательное. Как-то давно я пробовал кататься по снегу на велосипеде Харьковского производства под названием Спутник и приобрёл стойкий отрицательный опыт - как корова на льду. Да и одежды подходящей не было, не поедешь же в зимнем пальто на ватине. Это уже потом появились лёгкие куртки с синтетическими утеплителями, они хорошо защищают от ветра и не стесняют движения.

   В 1997 году я, польстившись на внешнюю красивость, купил себе китайский "горный" велосипед и (с болью в сердце) продал свой Спутник, на котором проездил 32 года. Китаец был значительно тяжелее, но ехать на нём было гораздо комфортнее: переключатели, хоть и не автоматические, но на руле, широкие шипованные покрышки, большое количество передач (21). По снегу я на нём передвигался вполне уверенно, на льду он, конечно, скользил, но тут главное не делать резких поворотов. И я стал ездить на нём на рынок. Потом мы с сыном купили настоящие байки венгерско-американского производства, а Ксюша купила Мериду с женской рамой. Заимев такую технику мы с Ксюшей сразу втянулись в велотуризм, а сын стал испытывать свой велик по ямам и канавам. Наши байки нам с Ксюшей так понравились, что мы сразу рванули в Крым, а чуть позже в Чехию. И они нас не подвели ни разу, при минимальном уходе высочайшая надёжность, хотя у меня первое время в душе постоянно жила тревога, из-за прошлого опыта катания на советской технике.

    Что касаемо зимы, то сначала Ксюша ездить по снегу боялась и мне пришлось затратить много усилий, чтобы уговорить её хотя бы попробовать. К этому времени мы уже обзавелись отличной всепогодной велоодеждой фирмы Santini (спасибо Николаю Фёдоровичу Горелову за ценные советы), которая давно окупила вложенные в неё деньги и служит нам безотказно до сих пор. Про одежду я говорю, потому что в зимнем катании это, пожалуй, очень важная составляющая, а для женщины - главная. Так что если вы хотите приобщить свою подругу к зимнему катанию, купите ей удобную, а главное красивую шкурку и скажите как красиво она в этом смотрится на фоне снега. Конечно сначала было много Ой и Ай, когда велик колбасит на неровной дороге, но постепенно появился навык, а потом пришёл настоящий кайф от езды по снегу. Особенно замечательно ехать по укатанной тропинке через сказочно красивый лес или парк в солнечную погоду при небольшом морозце (-5°÷-7°С). Не обошлось без травм физических и моральных, которые произошли в основном со мной. Ксюша тоже падала, но без последствий. Помню спускаясь с горки не удержала руль и юзом чуть не въехала в речку (замёрзшую, конечно), но в результате только испуг, а пострадал только я замерзая от её сверхосторожного катания в течении последующего месяца. У меня было хуже: пытаясь удержать велик я сильно стукнулся мизинцем об руль и палец болел у меня до следующей зимы. И ещё одна травма - моральная: на сплошном льду я звучно грохнулся на виду у подростков и наши добрые дети были в восторге, они дико ржали, спрашивая сквозь спазмы смеха не упал ли я.

  После этого я купил себе шипованную (металлом) покрышку фирмы Nokia и устойчивость резко возросла. Прокатавшись сезон и вдоволь наслушавшись от Ксюши упрёков типа: а... тебе хорошо, у тебя шипы врезаются, а меня смотри, как по дороге мотает, я к началу зимы 2000 года, купил ещё три покрышки с металлическими шипами. Всё, теперь зимой у нас осталась только одна проблема с катанием: глубокий снег. Даже по дороге полностью покрытой льдом с водичкой велик едет, как по асфальту, хотя как раз по афальту-то мы зимой предпочитаем не ездить. Из-за машин: во первых воняют аж в горле дерёт (при отрицательных температурах весь выхлоп скапливается в приземном 1,5 метровом слое), во вторых некоторые ездят на лысых покрышках и могут задавить нечаянно и в третьих, чтобы не создавать помех для тех же машин, а точнее для их водителей, и так всё на нервах на наших дорогах, а тут ещё и мы будем мешаться. Нам повезло, вокруг нашего городка много дачных посёлков и там хорошие укатанные дороги и утоптанные тропинки, машин очень мало и народу тоже.

  В 1999 году мы регулярно ездили в Кратово в гости к знакомой лошади, которая без привязи бродила по своему участку и объела там все кусты. Мы привозили ей чёрный хлеб с солью, она подходила к нам неторопясь, перевешивала через забор мохнатую голову и пока жевала, позволяла себя гладить. У неё была длинная каштановая шерсть (не грива, а везде), мягкие губы, шёлковые тёплые уши. Ксюша просто млела зарывшись ладошками в тёплый густой мех. Летом 2000 года лошадь куда-то продали и нам пришлось искать новые развлечения. Правда мы уже могли уезжать от дома достаточно далеко и вскоре разведали отличную лесную дорогу от Раменского через Рыбхоз на д. Пласкинино. Дорога проходит мимо воинской части, поэтому её регулярно чистят, но машин там в выходные практически не бывает. Но это было немного позже, а до этого мы часто ездили в Раменское. По инерции еду готовили, как и летом на примусе, но на морозе чай варится несколько дольше, чем летом (при минус десять успеваешь задубеть) и мы придумали брать еду с собой в термосах (с металлической колбой). Получается намного быстрее, к тому же можно обедать в каком нибудь помещении, в Раменском мы приспособились обедать в здании автовокзала. Помещение большое и мы спокойно умещаемся там вместе с велосипедами. Конечно было бы замечательно зайти в какое-нибудь уютное, тёплое кафе и спокойно побалдеть в тепле, но во первых для нас это дорого, а во вторых - велосипеды-то куда девать? Собственно это и есть самая большая проблема зимнего катания, как не окачуриться во время обеда, особенно когда на улице мороз градусов пятнадцать (или десять, но с ветерком). Невозможно одеться так, чтобы и ехать было комфортно и полчаса стоять на морозе неподвижно. Особенно мёрзнут руки, т.к. в толстых рукавицах есть неудобно. И ещё замерзаем сразу после обеда, потому что кровь отливает в живот и до конечностей мало доходит (а может это только наша проблема? Так сказать особенности отдельного организма). Ну с этим мы боремся повышенной скоростью прямо с послеобеденного старта.  

Несколько слов об одежде и обуви. Постепенно пришли к такому варианту.

  Бельё: или очень тонкая шерсть или (кто не выносит покалывания) термобельё, но ни в коем случае не хлопок - намокает быстро, а сохнет долго, значит бронхит или даже воспаление лёгких практически обеспеченно.

  Далее внизу: рейтузы, не обязательно импортные (мы, например, купили на рынке сирийские за сто с небольшим рублей), но эластичные.

  Вверху: лучше всего флис с ветрозащитой. Весной этого достаточно, а зимой ещё ветровка с капюшоном. На голову флисовая шапочка, лучше с длинным козырьком.

  На ноги что-то свободное, тёплое, дышащее. Я, например, езжу в войлочных сапогах "прощай молодость" с обсоюзкой, на два размера больше, чтобы можно было положить тёплую стельку из строительного утеплителя и одеть двое носков. Носки пробовал разные, но лучше всего толстые из деревенской шерсти, а сверху тонкие, но прочные хлопок+синтетика. Пробовал так называемые термоноски, они гораздо прочнее, но греют хуже.

  На руки такое же сочетание, перчатки из деревенской шерсти, а сверху синтетика, купленная за 50 р. на рынке. Так называемые зимние импортные перчатки на нашу зиму не рассчитаны, они максимум до двух - трёх мороза, а мы ездим и в минус двадцать.

  Максимальный мороз при котором мы катались минус двадцать пять. Правда было это недолго и недалеко, т.к. у Оксаны замёрзло масло в трещётке заднего колеса и пропало сцепление. Потом мы это устранили, накапав туда керосина. Ещё замерзают тросики переключателей и тормозов, но это из-за того, что я туда масла летом накапал.



  Приведу несколько зимних маршрутов на юго-востоке Московской области, все мы их проехали сами в разное время года, в том числе и зимой. Предполагаю, что многие поедут из Москвы и поэтому начинаю с электричек. Хорошо знаю Рязанско-Казанское направление Московской ж. д. и даю рекомендации только по нему. На вокзале турникеты, если брать билеты, то проблема только с провозом велика. Из нашего опыта: достаточно иметь один билет для велосипеда на группу из двух-трёх человек и проходить через контролёра. Если проходить без билета, то надо или тащить велик по путям через поезда дальнего следования или заехать за троллейбусным парком (со стороны Бауманской). Турникеты стоят также на платформах: Электрозаводская и Новая. На Сортировочной и Фрезере электрички останавливаются редко. В большинстве электричек в третьем, пятом и седьмом вагонах (с головы, конечно) есть места для великов (сиденья сняты), летом там всё забито колясками дачников, а зимой свободно.

1 Рязанское направление с Казанского вокзала (левостороннее движение!), электричкой: (пл.47км, Шиферная, Виноградово; Голутвин !!! - некоторые не останавливаются)ехать до станции Отдых.Можно также сойти на пл. Ильинская или пл. Кратово, но придётся проехать вдоль железной дороги. В Ильинском у платформы строится грандиозное культовое сооружение. Если ехать от Москвы, то сходить надо налево. Дальше ехать по направлению от Москвы вдоль ж.д. до пл. Кратово и ещё дальше до здания Кратовской администрации. Потом повернуть на 180 градусов и свернуть направо в ближайщий переулок и ехать никуда не сворачивая до санатория им. Ленина. Никуда не сворачивая проехать территорию санатория насквозь до шоссе и там повернуть направо - упрётесь в ворота детского санатория и поворачиваете налево и едете до шоссе, которое называется Раменским. Выезжаете на шоссе направо и едете до указателя Геофизика, где надо повернуть налево. По шоссе доезжаете до вышки какой-то сотовой связи потом до речки Дергаевки и едете вдоль неё налево до первого поворота налево в лес. Далее едете по лесной дороге и справа у вас, несколько в глубине, остаётся кирпичное одноэтажное строение. Таким образом вы доезжаете до большого завала и поворачиваете направо по лесной дороге, которая идёт по насыпи. Проехав по ней около пяти км вы упрётесь в Егорьевское шоссе. Поворачиваете направо и через два км будет ж.д. мост, съезжаете с него налево и едете вдоль полотна ж.д. до платформы Донино. Осюда можно возвратиться в Москву на Казанский вокзал.

2 Казанское направление с Казанского вокзала электричкой: (Гжель, Куровское, Черусти, Кривандино, Авсюнино, Шатура, Егорьевск) ехать до пл. Кузяево,где надо выйти на левую сторону (по ходу от Москвы). Ехать до деревни Кузяево (примерное направление на северо-запад) дорога правильно показана на картах Моск. области. Далее по асфальту до дер. Фрязино, которая переходит в дер. Коломино. Коломино надо проехать насквозь, за последним домом повернуть направо на север и по лесной дороге (почти тропа), которая показана на карте, ехать ~15 км почти на север до посёлка Всеволодово. Там в середине посёлка надо повернуть налево и проехать через КПП до Ногинского шоссе (~1км). Если повернуть направо, то через пару км приедете на пл. Фрязево, откуда можно доехать или до Курского или до Ярославского вокзалов. Если повернуть налево, то через ~10 км приедете к посту ГАИ, а там рядом пл. 52км. С неё можно доехать до Казанского вокзала.

3 Казанское напрвление. С Казанского вокзала электричкой: (Егорьевск)ехать до ст. Егорьевск,в городе найти больничный городок, а за ним выезд на Бреховы Дачи или Лесной(спросить у аборигенов, сами не найдёте). До посёлка идёт грейдер и регулярно ходит автобус, а дальше ездят только лесовозы и дорога накатана, но с крупными рубцами. Дорога идёт среди вековых сосен со значительным перепадом высот. Примерно в километре недоезжая до пересечения с шоссе Михали-Коломна разрушен мост и машины здесь уже не ездят. В снежные зимы этот участок преодолевается пешком. Выехав на шоссе поворачиваем направо. Шоссе хорошего качества и очень мало машин. Дальше можно ехать до станции Хорошово, а можно немного срезать, повернув в деревне Рождественке направо и доехав до платформы Пески. Кто любит погорячее может повернуть в середине деревни Шелухино на полевую дорогу идущую в Каменку, а оттуда опять на Пески.

4 Казанское направление. С Казанского вокзала электричкой: (Авсюнино, Шатура, Кривандино, Черусти) ехать до пл. Авсюнино далее повернувшись лицом к Москве, выйти налево на шоссе и проехав метров двести повернуть налево на Богородское. Далее дорога кончается и если зима сильно снежная, то может быть только лыжня или тропа. Ориентируясь на юг, нужно доехать (или дойти) до пос. Красный Ткач, мы ехали там весной, уже был наст и по нему можно было ехать. В поселке начинается асфальт и поэтому спокойно доезжаете до г. Егорьевск, где садитесь на электричку. Последняя электричка на Москву уходит около двадцати часов.


    Мы регулярно катаемся по субботам, темп у нас невысокий, так что если будете в наших краях будем рады проехаться вместе, пишите заранее, чтобы успеть скоординировать время и место. Питание автономное.

©URL:http://www.az.ru/veloturizm



E-mail1: VELOTURIST@mail.ru
E-mail2: VELOTUR@pt.comcor.ru

Праслов М. 2003 г.