К перечню велопоходов

Федерация спортивного туризма Украины
Спортивный туристский клуб «Одесса»

 

ОТЧЕТ

о велосипедном спортивном туристском походе по Западной Украине,

совершенном с 24 по 28 августа 2007 г.

 

Маршрутная книжка       № 68/07

Руководитель группы – Буз В.Н.

 

  • Общие параметры похода
  • Нитка и схема маршрута
  • Участники похода
  • Общая идея похода
  • Условия проведения похода
  • График движения по участкам дороги
  • График движения по дням
  • Описание прохождения маршрута по дням:

  •        1      2      3      4      5
  • Заключение и выводы
  • Список литературы
  •  

     

    Общие параметры похода

    Вид туризма

    Категория сложности похода

    Протяженность активной части, км

    Общий набор высоты, м

    Ходовое время

    Продолжительность, дней

    Срок проведения

    Общая

    Ходовых дней

    Велоси-педный

    вторая

    967

    6100

    51:20

    5

    5

    24 - 28 августа 2007

    Район похода – Украина, Винницкая, Хмельницкая, Ровенская, Львовская, Тернопольская и Черновицкая области

     

     

    Нитка и схема маршрута (В начало)

    Винница – Летичев – Меджибож – Староконстантинов – Антонины – Изяслав – Острог – Межирич – Дубно – Тараканов – Кременец – Почаев – Подкамень – Подгорцы – Олесько – Золочев – Поморяны – Бережаны – Подгайцы – Монастыриска – Бучач – Русилов – Язловец – Червоноград – Нагоряны – Товсте – Борщев – Скала Подольская – Каменец-Подольский – Хотин – Кельменцы – Новоднестровск – Могилев-Подольский

    Схема маршрута

    Карты масштаба М1:100000 отдельных участков маршрута:

    Меджибож – Староконстантинов
    Антонины – Изяслав
    Изяслав – Острог
    Острог – Буща
    Дубно
    Почаев – Олесько
    Бучач - Толстое

     

     

    Участники похода (В начало)


    Василий Буз

    Константин Частюк

    Петр Шайтан

     

     

     

     

     

     

     

     

    Общая идея похода (В начало)

    Хотелось побольше увидеть за ограниченное время. Идея такого похода возникла сразу после первого однодневного выезда, в котором стало понятно, что всем троим участникам этой случайной совместной покатушки по плечу дневные пробеги порядка 250 км.Но одно дело – проехать 250 км за день, и совсем другое дело повторить это несколько дней подряд. После этого был двухдневный ПВД на 500 км, показавший, что после первого ходового дня и полевой ночевки группа вполне способна сохранить тот же ритм движения и на следующий день. Трехдневный поход мы проводить не стали, а сразу решили готовить пятидневный поход протяженностью порядка 1000 км. При этом хотелось не просто много проехать, но и много увидеть, чтобы этот поход был интересен не только в спортивном, но и в познавательном отношении.

    Руководитель этого похода является приверженцем велотуризма с труднопроходимыми (в том числе и пешком) участками маршрута. В этом смысле ему дополнительно была интересна оценка велопохода, проходимого в повышенном темпе, а также оценка возможности включения в такой темповой поход непроезжаемых участков. Иными словами предполагалось сделать нечто среднее между веломарафоном и туристским походом.

    В качестве района для такого похода были выбраны Волынь, Галичина и Подолье на Западной Украине. Этот край изобилует историческими памятниками. Это и языческие святилища времен Древней Руси, и скальные монастыри с десятивековой историей, и многочисленные средневековые замки, крепости, католические соборы, православные церкви, синагоги, армянские церкви, остатки турецких минаретов, и оборонительные объекты прошлого и позапрошлого веков.

    Здесь немало интересных объектов природы, это живописные глубокие, местами скалистые, ущелья многочисленных притоков Днестра, Днестровский каньон, Толтры – горный хребет, являющийся остатками кораллового рифа древнего моря, конические холмы Кременецких гор, многочисленные пещеры, 16-ти  метровый водопад на реке Джурин, живописный каскад Русиловских водопадов, и многое другое.

    Этот район сегодня не является популярным туристским районом. Точнее, популярными для туризма являются лишь отдельные населенные пункты – Каменец-Подольский и Хотин, Львов, Почаевская лавра. Слабое развитие туризма в остальных районах, возможно, связано с тем, что многочисленные достопримечательности распылены по довольно большой территории. Но велотуризм как раз и позволяет собрать все это в один поход. Такой поход, проходящий через множество достопримечательностей, мы и попытались совершить.

    Из трех участников похода двое попали в этот район впервые. Один с этим районом неплохо знаком, но маршрут выбран так, что и для него было немало впервые проходимых мест.

    Уже имеющийся опыт походов по этому району показал, что набор высоты здесь соизмерим с походами в горных районах (при движении вдоль Днестра обычно порядка 1000 м набора высоты на 100 км пути). Это связано с преодолением многочисленных речных ущелий, глубиной 100 – 200 м.

    Таким образом, запланированный поход обещал быть интересным как в познавательном, так и в спортивном отношении. 

     

    Условия проведения похода (В начало)

    Дорожные условия. Основная часть пути пролегала по асфальтовым дорогам (84%). Этот асфальт был очень разным – от идеально ровного до полностью разбитого и с трудом узнаваемого. Дорог с интенсивным автомобильным движением было не много (порядка 15%), это участки маршрута, где мы вынужденно проезжали по автомагистралям Ровно – Львов, Винница – Львов и Тернополь – Черновцы.

    Спецификой региона являются старые, местами сильно разбитые брусчатки. Нередко их сверху подсыпают гравием, галькой или другими мелкими камнями, отчего обычно ехать становится тяжелее.

    На севере Тернопольской области расположены значительные массивы песков, поросшие сосновыми лесами. Песчаные дороги здесь рыхлые, тяжелы для езды, часто приходится спешиваться.

    Подольское плато, по которому проходила большая часть маршрута, представляет собой равнину, прорезанную глубокими речными ущельями. Преодоление этих ущелий приводит к немалому набору высоты, особенно при движении вдоль Днестра. В нашем походе среднедневной набор высоты был более километра, хотя мы старались избегать участков с высокой пересеченностью местности.

    Погодные условия. Температура воздуха создала заметные препятствия передвижению лишь в первый день, когда она была не мене 350С в тени. Пришлось среди дня сделать трехчасовой привал. В остальные дни температура была вполне комфортной. Небольшой моросящий дождь был на второй день похода, а более серьезный дождь прошел ночью и утром четвертого дня пути. Встречный ветер был сколько либо заметным лишь в третий день пути на участке движения от Хватова в сторону Львова. В остальные дни влияние ветра было не ощутимым.

    Световой день. Ощущалась недостаточность светового дня. Ходовой день завершался в густых сумерках и даже в темноте. Это при том, что выход на маршрут обычно был на рассвете. Для условий Украины такие походы, видимо, лучше совершать в июне.

    Ночлеги. Все ночлеги были в палатке. Вообще то мы предполагали часть ночлегов сделать не полевыми, но при этом не собирались тратить много времени на поиск жилья. Так получилось, что в местах наших ночевок было проще и быстрее поставить палатку, чем искать жилье. Туристская инфраструктура в этом регионе развита значительно слабее, чем, например, в Крыму или Карпатах.

    Питание. В порядке эксперимента в этом походе мы решили отказаться от кострового питания, чтобы уменьшить потери времени. Ставка была сделана на газовую горелку и питание в кафе. Наверно, это было не лучшее решение. В кафе сытно и вкусно поесть нам удалось лишь один раз, все остальное это было просто необходимое заполнение желудка. А газовая горелка, видимо, не дает сколько либо заметного выигрыша во времени в условиях, когда вокруг полно сухих дров. Вопрос организации питания в таких походах, на наш взгляд, является очень серьезным и его решение нужно еще искать.

     

     

    График движения по участкам дороги (В начало)

    Обозначения:

    И – интенсивное движение автотранспорта
    У – умеренное движение автотранспорта
    С – слабое движение автотранспорта
    О – движение автотранспорта отсутствует (не встречали)

    № п/.п

    Дата

     

    Участок

     

    Теку
    щий кило
    метр

    Протяженность,  км

    Движение автотранспорта

    Метеоусловия

    Ас
    фальт

    Бетон
    ка

    Брус
    чатка

    Гравий, галька, 

    Грунтовка

    Песок

    1

    24.08

     

    Винница – Меджибож

    0

    91

     

     

     

     

     

    И

    Утром безоблачно, ветра нет, температура 22 - 250С.

    2

    Меджибож – Староконстантинов

       91

    15,3

     

     

     

     

     

    С

    Слабый южный ветер. Температура 25 - 300С.

    106,3

     

     

     

    3,3

     

     

    109,6

     

     

    4,3

     

     

     

    113,9

     

     

     

    2,6

     

     

    116,5

    15,5

     

     

     

     

     

    132

     

    9,7

     

     

     

     

    3

    Староконстантинов – Антонины

    141,7

    33,3

     

     

     

     

     

    У

    Жарко. Температура в тени 35ºС. Ветер южный, 3-5 м/с

    4

    Антонины – Изяслав

    175

    38

     

     

     

     

     

    С

     

    5

    Изяслав – лагерь

    213

    22,9

     

     

     

    1

    1

    С

    К вечеру появилась дымка. На запа-де большая туча. Возможен дождь

    Всего за день: 237,9

     

    216

    9,7

    4,3

    5,9

    1

    1

     

    6

    25.08

    лагерь – водохранилище

    237,9

     

     

     

     

     

    16,1

    О

    Утром облачно, температура 20 - 220С. Слабый северный ветер

    7

    водохранилище – Острог - Межирич

    254

     

    3,5

     

     

     

     

    С

    -//-

    257,5

    4,2

     

     

     

     

     

    8

    Межирич – Новомалин  

    261,7

     

     

     

     

     

     

    У

    Сквозь тучи периодически начало пробиваться солнце. Ветер северный, 3 – 5 м/с.

    264,7

    2

     

     

     

     

     

    266,7

     

     

    3

     

     

     

    269,7

    0,3

     

     

    1

     

     

    271

     

     

    0,5

     

     

     

    9

    Новомалин – Буща

    271,5

     

     

     

     

    10

     

    О

    Пасмурно. Начал моросить дождь.

    температура 22 - 230С.

    281,5

     

     

    1

     

     

     

    10

    Буща – Дубно

    282,5

     

     

     

    1

     

     

    С

    Пасмурно, без осадков. Слабый северный ветер

    283,5

    13,5

     

     

     

     

     

    297

     

     

     

    3

     

     

    300

    0,6

     

     

     

     

     

    300,6

     

     

    9,2

     

     

     

    309,8

    5,1

     

     

     

     

     

    314,9

    0,7

     

    0,7

     

     

     

    316,3

    14,5

     

     

     

     

     

    11

    Дубно – Тараканов – Кременец

    330,8

    13,1

     

     

     

     

     

    И

    - // -

    343,1

     

     

     

    1

     

     

    О

    344,1

     

     

     

     

    2,2

     

    346,3

    2,7

     

     

     

     

     

    349

    42,5

     

     

     

     

     

    У

    12

    Кременец – Почаев

    391,5

    20

     

     

     

     

     

    У

    Безветренно. К вечеру сквозь тучи начало пробиваться солнце. Температура около 200С.

    13

    Почаев – Крутнев

    411,5

    9,7

     

     

     

     

     

    С

    421,2

    3,3

     

     

     

     

     

    14

    Крутнев – лагерь

    424,5

    1

     

     

    1

    1,4

     

    О

    Всего за день: 190

     

    132,4

    3,5

    17,4

    7

    13,6

    16,1

     

    15

    26.08

    лагерь – Подкамень

    427,9

     

     

     

    5

     

     

    О

    Утром безоблачно и безветренно. В низинах – туман. Температура утром около 150С

    432,9

    1

     

     

     

     

     

    433,9

     

     

     

    2,4

     

     

    436,3

     

     

     

     

    1,4

     

    16

    Подкамень – Пеняки

    437,7

    9,9

     

     

     

     

     

    С

    Безоблачно, температура около 200С

    17

    Пеняки – Ясенов

    447,6

     

     

    2,3

     

     

     

    О

    - // -

    449,9

    2

     

     

     

     

     

    451,9

     

     

    5

     

     

     

    456,9

     

     

     

     

    8

     

    464,9

     

     

     

    2,4

     

     

    18

    Ясенов – Подгорцы

    467,3

    5,6

     

     

     

     

     

    И

    - // -

    19

    Подгорцы – Хватов

    472,9

     

     

     

     

    8,2

     

    О

    - // -

    20

    Хватов – поворот на Золочев

    481,1

    7,8

     

     

     

     

     

    И

    Переменная облачность, ветер западный 3-6 м/с, температура около 220С

    21

    поворот на Золочев – Золочев

    488,9

    23,4

     

     

     

     

     

    С

    - // -

    22

    Золочев – поворот на Поморяны

    512,3

    8,6

     

     

     

     

     

    И

    - // -

    23

    поворот на Поморяны – Бережаны

    520,9

    44

     

     

     

     

     

    С

    Переменная облачность. Безветренно, температура около 200С

    24

    Бережаны - лагерь

    564,9

    30,6

     

     

     

     

     

    У

    - // -

    Всего за день: 167,6

     

    132,9

    0

    7,3

    9,8

    17,6

    0

     

    25

    27.08

    лагерь – Монастыриска

    595,5

    12,5

     

     

     

     

     

    С

    Утром роса. Безоблачно, безветренно, температура 13-150С

    26

    Монастыриска – Бучач

    608

    16,5

     

     

     

     

     

    У

    27

    Бучач – Лищанцы

    624,5

    22,5

     

     

     

     

     

    С

    Безоблачно, температура около 200С

    Слабый западный ветер

    28

    Лищанцы - Русилов

    647

     

     

     

     

    5

     

    О

    29

    Русилов – Язловец

    652

     

     

     

     

    4,5

     

    О

    30

    Язловец – лес за с. Шутроминцы

    656,5

    21,5

     

     

    5

     

     

    С

    - // -

    31

    лес Мужева – Нырков

    683

     

     

     

     

    5

     

    О

    - // -

    32

    Нырков – Толстое

    688

     

     

     

    1,8

     

     

    О

    - // -

    689,8

     

     

    2,2

     

     

     

    692

     

     

     

     

    3,3

     

    33

    Толстое – Борщев

    695,3

    32,2

     

     

     

     

     

    У

     

    34

    Борщев – Скала-Подольская

    727,5

    13

     

     

     

     

     

    У

    - // -

    35

    Скала-Подольская – Каменец-Подольский

    740,5

    38

     

     

     

     

     

    С

    Безоблачно, температура 16 - 180С

    36

    Каменец-Подольский – лагерь

    778,5

    18,2

     

     

     

     

     

    И

    - // -

    Всего за день: 201,2

     

    174,4

    0

    2,2

    6,8

    17,8

    0

     

    37

    28.08

     

    Лагерь – Хотин

    796,7

    15

     

     

     

     

     

    И

    Пасмурно. Ночью и утром дождь. На дроге лужи. Температура 15-170С

    38

    Хотин - Новоднестровск

    811,7

    105

     

     

     

     

     

    У

    Пасмурно, без осадков. Слабый южный ветер. Температура 17-200С

    39

    Новоднестровск – Бернашовка

    916,7

     

    9.5

     

     

     

     

    С

    40

    Бернашовка – Хоньковцы

    926,2

     

     

     

     

    7

     

    О

    - // -

    41

    Хоньковцы – Могилев-Подольский

    933,2

    34,5

     

     

     

     

     

    С

    - // -

    Всего за день: 171

     

    154,5

    9,5

    0

    0 

    7

    0

     

    Всего за поход:


    Пробег

    967,7

     

    Ас
    фальт

    810,2

     

    Бетон
    ка

    22,7

     

    Брус
    чатка

    31,2

     

    Гравий, галька,

    29,5

     


    Грунтовка

    57

     

    Песок

    17,1

     

     

     

    График движения по дням (В начало)

    № п/.п

    Дата

    Общее
    расстояние
    за  день, км

    Ходовое
    время

    Средняя
    скорость, км
    /час

    Доля асфальта,%

    Набор высоты, м

    Эквивалентный дневной побег, км

    Эквивалентная средняя скорость

    1

    24.08

    237,9

    10:48

    22,0

    90,8

    850

    280,4

    26,0

    2

    25.08

    190

    10:07

    18,3

    69,7

    900

    235

    23,2

    3

    26.08

    167,6

    9:39

    17,4

    79,3

    1300

    232,6

    24,1

    4

    27.08

    201,2

    11:02

    18,2

    86,7

    1650

    283,7

    25,7

    5

    28.08

    171

    9:44

    17,6

    90,3

    1400

    241

    24.7

    В с e г о   

    967,7

    51:20

    18,9

    83,7

    6100

    1272,7

    24,8

    Примечание. Эквивалентный дневной пробег учитывает набор высоты и в соответствии с методикой категорирования вычислялся по формуле:

    эквивалентный пробег = реальный километраж + (набор высоты (м)/100)*5

     

     

     

    Описание прохождения маршрута по дням (В начало)

     

    По тексту сделаны ссылки на различные источники в интернете, в которых приведена дополнительная интересная информация об объектах. Рекомендуем их посмотреть. Источники разные, но в большинстве случаев это
    Замки и храмы Украины,      Путешествия по Украине,      Украина, фотопрогулки
    Все они иллюстрированы прекрасными фотографиями, первый и второй источник содержат интересную текстовую информацию, приведены рисунки и старые фотографии объектов, которые сейчас находятся в разрушенном состоянии. Третий источник содержит точные координаты объектов, что облегчает поиск, а также информацию из Каталога архитектурных памятников Украины.

    Первый день, 24 августа

    К сожалению, удобный для нас поезд №10 временно не ходил и мы вынуждены были ехать поездом № 124, который доставил нас в Винницу очень рано, в 3:05. После неторопливой сборки велосипедов мы разместились в работающем круглосуточно кафе вблизи вокзала, где за завтраком обсудили план действий.

    Мы предполагали в начале похода на окраинах Винницы посетить руины ставки Гитлера «Вервольф». Но сейчас еще темно и ехать туда бессмысленно. Да и ничего интересного там нет – несколько обломков бетона. Это скорее символ, чем объект, который можно смотреть. Решено не тратить время на осмотр этой достопримечательности и ехать в Меджибож по трассе Винница – Хмельницкий. Желательно проскочить ее на рассвете, когда движение автотранспорта еще не очень оживленное.

    В 4:10 выехали от железнодорожного вокзала (фото 1) Винницы. Приятно ехать по ночным освещенным центральным улицам с малым количеством автотранспорта. Так мы пересекли Винницу и выехали на автотрассу М-12 Винница-Хмельницкий-Львов. За городом начало светать. Наши ожидания оправдались, трасса действительно была не загруженной. Неприятность доставляли лишь наплывы асфальта по краям дороги.

    Литин. Обращает внимание популярность Устима Камелюка в этом городке. Тут и музей Кармелюка, и кинотеатр им. Кармелюка. Причина понятна – он родом из этих мест. До сих пор идут споры, кто же он – народный герой, о котором сняты фильмы и написана опера, или просто бандит? Наверно, истина где-то посредине. ( http://www.dt.ua/3000/3050/56063 ).

    54 – с. Дьяковка. Справа у дороги библиотека-музей В.Стефаника.

    75 – Летичев. В центре справа от дороги стоит памятник Кармелюку (фото 2), рядом замок XVI в и костел успения (фото 3). Все достаточно ухожено. Замок не производит впечатление руин, просто это то, что осталось от замка. Остановились здесь минут на 15, далее заправились холодной минералкой в ларьке – и снова в путь.

    Между Летичевом и Меджибожем мы ощутили просыпающуюся мощь движения автотрассы М-12. Движение стало значительно более интенсивным, чем в утренние часы (фото 4), хотя сейчас только восемь утра.

    91 – Меджибож. Время 8:15, чистое ходовое время 3:40. После спуска к реке едем по дамбе плотины, откуда открывается величественный вид на меджибожский замок (фото 5). По дороге объезжаем замок (фото 6-7) и у подножия северной стены встречаем довольно многочисленный палаточный лагерь, много молодых ребят. Много национальной символики. И тут мы вспоминаем, что послезавтра национальный праздник – день незалежности, и выходной, благодаря которому мы и совершаем этот поход. Задумано какое-то массовое действо. Чуть выше по дороге – несколько автобусов.

    У входа в замок мемориальная табличка с барельефом, извещающая о том, что здесь в археографической экспедиции работал Т.Г.Шевченко. На внутренней территории замка готовится трибуна, основные события праздника, видимо, будут здесь.  Пытаемся пройти туда, но охрана у входа нам сообщает, что пока вход закрыт. Если бы мы попросились, то наверняка бы пустили. Но оценив взглядом внутренности замка решаем – в другой раз.

    Неподалеку от замка расположены руины Троицкого костела (1632 г.), фото 8-10. Один дедусь нам рассказывал, что еще до войны эту церковь пытались взорвать, таким образом пытались добыть кирпич для строительства коровника. Но стены устояли. Вот эти руины так и стоят по сей день.

    Вообще местные жители очень гордятся своим городком, и в беседе нам подчеркивали, что он на два года старше Москвы.

    Проехав дальше на запад мы попали на примыкающую справа улицу, название которой на домовых табличках написано на иврите. И это не спроста, проехав дальше по этой улице мы упираемся в синагогу (фото 11). Это сравнительно современное здание, но сюда ежегодно съезжаются тысячи паломников. Дело в том, что рядом с синагогой на старом еврейском кладбище (фото 12) находится могила Бааль Шем Тов, основателя движения хасидизма.

    Возвращаемся к замку с палаточным лагерем. Там наблюдается некоторое оживление. Подкатила полевая кухня. Мы не стали ожидать, чем все это закончится и поехали дальше.

    95,8 – вернулись к дороге у реки, где мы были на 91-м километре пути. Почти час потратили на осмотр Меджибожа. Далее едем по дороге на северо-запад, пересекаем р. Бужок. В честь этого притока и основной реки Буг и назван город Меджибожем (между Бугами).

    97 – Магазин в каком-то селе, возможно, это просто часть Меджибожа. Закупаем продукты.

    101,2 – за селом развилка. Едем по дороге левее.

    106,3 – кончился асфальт, начался гравий.

    109,6 – Брусчатка

    110,2 – начало с. Волосовцы

    110,5 – начало спуска, но ехать приходится медленно, ухабистая брусчатка не позволяет разогнаться.

    111,6 – нижний перелом дороги, справа озеро

    113,9 – гравийная дорога

    116,2 – граница района

    116,5 – начало асфальта

    122,5 – с. Немиринцы. После подъема за селом сад с вкусными яблоками. Вообще-то начался сезон уборки и мы часто встречали грузовики, заполненные яблоками.

    132 – началась бетонка

    В начале Староконстантинова небольшой привал в придорожном кафе. Кафе непригодно для того, чтобы поесть. Так, перекусить да посидеть.

    141,7 – в г. Староконстантинов уперлись в дорогу из Хмельницкого, сворачиваем вправо.

    Ищем в магазинах холодную минералку, но ее нигде нет, холодное - только пиво. В центре Староконстантинова наконец находим магазин с холодной минералкой. После этого осматриваем остатки замка, находящегося на берегу реки (фото 13). Это руины, к которым и подхода то нет. Фактически замок является частью забора двух организаций – с одной стороны, видимо, какая-то религиозная организация, судя по кресту на воротах, с другой стороны какая-то хозяйственная организация с множеством мелких построек, складами стройматериалов, какими-то мастерскими. На этот хоздвор мы и въехали. Ворота настежь, до нас никому никакого дела – полный коммунизм. Даже собаки, видимо, где-то спят, разморенные полуденным зноем. Разруха во дворе гармонировала с руинами замка. Сделав несколько фотографий возвращаемся к центру города. Напоследок нас все же облаяли собаки при выезде с хоздвора, уж слишком нахально мы мимо них проехали.

    Как оказалось впоследствии, это был никакой ни замок, а руины оборонной башни XVI века. Она просто видна ото всюду, вот мы туда и устремились. А замок князей Острожских находится в другом месте, куда мы не поехали. Что ж, есть повод приехать сюда еще раз.

    В Староконстантинове мы провели 40 минут, не считая сидения в кафе на въезде в город. Но быстрее двигаться тяжело – жарко. После часа дня ехать становится совсем тяжело. По официальным данным температура воздуха в тени 350С. С двух сторон дороги раскаленная степь. Каждое дуновение ветра обжигает, как будто ветер дует из доменной печи. 

    175 – к двум часам дня мы в с. Антонины. В центре села дорога делает петлю, объезжая усадьбу и дворец. В нижнем этаже этого здания расположились несколько магазинчиков. Это здание (фото 18) на нас не произвело особого впечатления (в отличие от ограды и ворот (фото 15 и 17)). Причина неприглядности этого здания на краю усадьбы (фото 18) была в том, что это не дворец, а лишь флигель дворца. Сам дворец, увы, не сохранился, а вот сторожка для охраны (сразу за воротами на фото 15) прекрасно сохранилась. Расположенный рядом жилой дом (фото 16) показался весьма интересным. Хотя по некоторым данным это всего лишь бывший гараж Потоцких. Кстати, в Антонинах несколько таких двухэтажных жилых домов необычной архитектуры, особенно необычной для сельской местности.

    Объехав усадьбу попадаем на площадь и парк рядом. Тут только что закончилась какая-то ярмарка, поэтому вдоль центральной аллеи кучи мусора. Кафе не нашлось, поэтому делаем привал в парке возле памятника Ленину с оранжевой повязкой на руке (фото 14). Готовим обед на газовой горелке, длинный трехчасовый привал и в пять часов продолжаем движение по маршруту. Солнце чуть село и не так печет, но воздух все равно горячий.

    213 – г. Изяслав. Наверно главной достопримечательностью города является монастырь бернардинцев, фото 21 (начало XVII в). В настоящее время в этом памятнике архитектуры размещено исправительное учреждение. Может это и выход. Может так можно сохранить памятники архитектуры.

    В центре города нас несколько поразило столь близкое соседство костела и могучего танка на постаменте (фото 19). А вот рядом с руинами костела на фото 23 танка нет. Может поэтому костел превращен в руины?

    Вообще-то в этом городе есть еще замок, усадьба, дворец (естественно, все в руинах). Безусловно, Изяслав заслуживает заметно большего внимания и времени на осмотр. Достаточно посмотреть лишь это. Но дело к вечеру, а нам нужно «дотянуть до леса». Да и цели этого похода немножко иные. Внимательный осмотр будет в другой раз.

    Уточняем дорогу и через села Лютарка и Мокрец едем к селу Борисов. Здесь нам нужно найти дорогу к г. Дубно через расположенное посреди леса с. Сторониче. Без помощи местных жителей это, наверно, было бы непросто.

    К вечеру появилась какая-то дымка. На западе появилась большая туча, поглотившая солнце при заходе. Есть опасность дождя, хотя по прогнозу дождь не обещали. Запасаемся водой на ужин и завтрак и уже в сумерках спускаемся по грунтовке через с. Борисов, за селом выезжаем на долину с грунтово-песчаной дорогой, ведущей к лесу.

    237,9 – справа от дороги, в лесу ставим лагерь.

    За день пройдено 237,9  км, время движения 10:48.

     

    Click here
    1. Винница, вокзал
    Click here
    2.Замок и памятник в Летичеве
    Click here
    3.Костел в Летичеве
    Click here
    4.М-12, поворот на Меджибож
    Click here
    5. Въезд в Меджибож
    Click here
    6. Замок в Меджибоже
    Click here
    7. Замок в Меджибоже
    Click here
    8. Троицкий костел
    Click here
    9. Троицкий костел
    Click here
    10. Троицкий костел
    Click here
    11. Синагога
    Click here
    12. Старое еврейское кладбище
    Click here
    13. Башня в Староконстантинове
    Click here
    14. Привал в Антонинах
    Click here
    15. Ворота усадьбы в Антонинах
    Click here
    16. Гараж Потоцких
    Click here
    17.Ограда
    Click here
    18.Флигель дворца в Антонинах
    Click here
    19. Соседи
    Click here
    20. Плотина в Изяславе
    Click here
    21. Монастырь в Изяславе
    Click here
    22. Изяслав
    Click here
    23. Руины костела в Изяславе
    Click here
    24. Дорога на Сторониче
    Click here
    25. Дорога на Сторониче

     

    Второй день, 25 августа (В начало)

    Выехали в 5:40. Едем вдоль леса и через лес (фото 24). Дорога песчаная, маневрируем, объезжая рыхлые участки. Иногда приходится спешиваться, колеса вязнут в песке. Удобнее всего ехать по тропке вдоль дороги (но тропка есть не всегда).

    Три года назад мы проезжали через село Сторониче по дороге с востока на запад, а сейчас пересекаем этот же лесной и песчаный массив с юга на север. Нужно сказать, что эта наша дорога оказалась заметно более проезжаемой, хоть и приходилось нередко спешиваться из-за рыхлого песка.

    5 – центр села Сторониче. Это село окружено со всех сторон лесом, нет к нему асфальтового подъезда – кругом только песок. В таких условиях оно похоже больше на лагерь партизанского отряда, а не на обычный населенный пункт.

    Начало седьмого утра. Со всех дворов выгоняют коров в собирающееся стадо. Уточняем дорогу и едем через село на север (фото 25, 26).

    9 – рыхлый песок на дороге. Часто приходится спешиваться. Здесь, севернее села Сторониче, наиболее рыхлый песок на нашем пути.

    11 – на дороге появились подсыпанные камешки. Ехать становится легче (фото 27).

    16,1 – водохранилище Хмельницкой атомной, дамба. По дамбе идет бетонка. Едем по этой бетонке и упираемся в шлагбаум с грозной надписью о запрете какого-либо передвижения (фото 28). А нам туда не очень то и хотелось. Вдали на противоположном берегу водохранилища в дымке виднеется контур Хмельницкой АЭС (фото 29). Водохранилище и его лесистые берега очень живописны.

    16,5 – у шлагбаума сворачиваем с дамбы на дорогу влево.

    Слева от дороги в глубине леса памятник (фото 30) расстрелянным фашистами мирным гражданам. Памятник необычен тем, что создает иллюзию внутреннего свечения, несмотря на пасмурную погоду.

    19,6 – Острог. Впереди слева на склоне виден замок (фото 31). Вид его внешне не столь впечатляющий, как скажем, в Меджибоже. Но у него богатая история. Да и от замка то осталось лишь две башни (фото 32-33).

    Прямо вверх идет дорога в центр города. Сворачиваем влево и едем по дороге вдоль реки

    20,5 – упираемся в автодорогу Р105, соединяющую Острог и Кременец. Острог вправо, а мы едем влево.

    23,8 – асфальтовая дорога сворачивает влево, пересекает реку Свитенька и идет в с. Межирич с Троицким монастырем-крепостью (фото 34), расположенное между реками Вилия и Свитенька в устье последней. Понаблюдав издали за монастырем, едем дальше прямо, по брусчатке.

    25,8 – по дороге сворачиваем влево, пересекаем по мосту реку и далее сворачиваем вправо на подъем, идущий через с. Лютня.

    26,8 – закончилась брусчатка, начался асфальт.

    28,8 – закончился асфальт, брусчатка. Эта брусчатка сложена из довольно крупных булыжников, стараемся ехать где это возможно по грунтово-песчаным обочинам или параллельным участкам дороги (фото 35)

    31,8 – 200м асфальта, а затем в с. Новомалин на небольшом подъеме начинается ухабистая гравийная дорога.

    33,0 – слева от дороги замок с довольно необычной башней (фото 36). Сразу за замком вправо уходит брусчатка, куда нам и надо было ехать. Но мы сначала едем прямо, затем в конце села выясняем, что дальше вдоль реки проезда нет, возвращаемся к брусчатке и едем по ней, точнее, вдоль нее (фото 37).

    33,5 – сворачиваем влево на мост, за которым едем прямо по грунтовке (фото 38). Грунтовая дорога идет лугами (фото 39) вдоль леса, а затем через лес (фото 40-41). На юге видны покрытые лесом возвышения – это отроги Кременецких гор.

    38,8 – маленький хутор Буща на границе леса и лугов в долине реки. Приветствуем местных жителей, копающих картошку. Веселые женщины предлагают не отлынивать, а тоже поучаствовать в процессе копки. Говорим, что ужасно торопимся и едем дальше. Сразу за хутором у нас случился прокол заднего колеса...(фото 42). Видимо, не простые женщины живут на этом хуторе.

    Далее дорога идет вдоль леса. Эта дорога редко езженная и поросла травой (фото 43).

    43,5 – с. Буща. Возле большого деревянного креста сворачиваем вправо на брусчатку.

    44,5 – слева примыкает дорога с разбитым асфальтом, ведущая на прямой километровый подъем. По ней и едем. Чем выше поднимаемся, тем живописнее панорама долины реки и окружающих холмов. В конце подъема на асфальте белой краской написан год выпуска и имена выпускников местной школы. Дальше еще список с другим годом, еще и еще. Видимо, они здесь встречают рассвет. На рассвете панорама здесь, наверное, действительно впечатляющая. Еще не стертые надписи семилетней давности на асфальте говорят об интенсивности движения по этой дороге.

    45,5 – конец подъема.

    48 – упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее вправо.

    Слева внизу в долине появилось большое село. Видимо, это нужное нам село Мизоч. Проезжаем перекресток, влево уходит второстепенная плохая каменистая дорога, но мы едем дальше по асфальту, полагая, что именно основная асфальтовая дорога должна привести нас в райцентр (Мизоч – это райцентр)

    58,8 – здесь мы понимаем, что эта асфальтовая дорога не приведет нас в Мизоч, она идет мимо. Поворачиваем обратно.

    59,0 – сворачиваем вправо на дорогу с разбитым асфальтом (это уже другая дорога).

    61 – с. Мизоч, примерно пол километра асфальта.

    62,7 – центр с. Мизоч, брусчатка. Попытки найти что-то типа кафе оказались безуспешными. Есть немало мест, где можно выпить и закусить, а поесть - так нет. Закупаем в магазине пельмени и прочие продукты и решаем, приготовить обед, выехав за село. Несколько раз спрашиваем у прохожих дорогу, выезд из довольно большого села оказался не таким простым, с несколькими поворотами, спусками и подъемами.

    66,8 – привал за селом справа в 100 м от дороги возле небольшого ручья, обед.

    71,9 – закончилась брусчатка, начался асфальт. Дорога практически пустынна.

    77 – 73,4 – чередующиеся участки асфальта и брусчатки (по 200-300 м), далее – асфальт. Чем ближе подъезжаем к Дубно, тем чаще встречается автотранспорт.

    92,9 – на перекрестке в Дубно сворачиваем вправо. Дубно – древний город с девятисотлетней историей. Проезжаем реку по мосту и подъезжаем к главной достопримечательности города – замку 16 века (фото 45, 46). Замок выглядит опрятно (по сравнению с предыдущими замками), это далеко не руины. Естественно, здесь кипит туристская деятельность – сбор платы за вход внутрь замка. Долгие осмотры с экскурсоводами – это в другой раз. Осмотрели этот замок снаружи, сфотографировались возле башни Беатки (фото 46), и едем дальше, в Тараканов форт. Местные жители рекомендуют нам выехать на трассу Ровно – Львов и по ней доехать до Тараканова. Так и поступаем.

    Возле памятника неизвестному самолету выезжаем на автотрассу М17 и сворачиваем на нее влево. Полуторакилометровый подъем с видом на Дубно и спуск.

    В центре с. Тараканов дорога на Львов, по которой мы едем, уходит вправо. Здесь важно не уехать прямо.

    Тараканов форт спрятан в лесу и ниоткуда не виден. В одном из прошлых походов, в котором участвовал руководитель этого похода, было потрачено немало времени на поиски Тараканового форта. За с. Тараканов в конце несущественного подъема сворачиваем влево на идушую вдоль посадок подсыпанную мелкими камнями дорогу. Примерно через 700 м развилка. Нужно ехать прямо вниз по дороге в лесу. Вскоре въезжаем в просторный ров с кирпичными стенами (фото 47). Далее поворот влево и снова прямой участок.

    107,7 – На следующем повороте в стене, прилегающей к холму есть бетонный вход в тоннель (фото 48). Вдали этого тоннеля (фото 49), метров через 200, виден свет – там, внутри холма и расположены основные сооружения Тараканового форта (фото 50-54). Это удивительное и грандиозное оборонное сооружение, построенное в конце 19 века и заброшенное в начале 20. Передвигаясь по территории форта почему-то вспоминаются заброшенные буддийские храмы в джунглях (фото 50, 52). Здесь тоже деревья растут, где могут. Рекомендуем почитать о форте здесь.

    Форт практически полностью выстроен из кирпича. Природа беспощадна - идет непрерывное разрушение форта. Везде валяются огромные кирпичные глыбы. Со времени последнего нашего посещения два года назад произошло несколько серьезных обрушений. Все меры, которые приняты - у входа вывешена табличка, извещающая, что вход запрещен. Понятно, чтобы никого не привалило. Да и лучше, чтобы никто не видел, как разрушается исторический памятник.

    Покидаем форт и по грунтовке вдоль лесных насаждений спускаемся на северо-запад в долину реки. Выезжаем на асфальтовую дорогу, по которой подъезжаем к мосту через реку. Проезда нет, ремонт моста, этот мост завален всякими стойматериалами. Проходим мост пешком. За мостом – окраина г. Дубно

    111,5 – упираемся в автотрассу М14, влево поворот в Дубно, мы сворачиваем вправо, через ж/д переезд и далее едем по автодороге М14 в Кременец. Хороший асфальт и ровная дорога. Ехать легко. Появилась даже велодорожка (фото 55)

    Вдали появилась цепочка Кременецких гор.

    149 – г. Кременец. С двух сторон от дороги горы - не горы, но крутые и большие холмы. Кременец имеет вид типичного горного городка, хотя только что мы ехали по степи. По непрерывному длинному подъему едем в центр города с целью найти кафе. Параллельно осматриваем красивые соборы и крепость на вершине г. Бона (фото 56). Эту крепость так ни разу и не смогли взять татары. Первый и последний раз эта крепость была взята штурмом (заодно и разрушена) украинскими казаками во времена Богдана Хмельницкого. С вершины горы открывается потрясающий вид на город и окружающие горы. Но сейчас мы туда не пойдем. На это нужно много времени, а дело уже к вечеру. Красивый город. Это еще одно место, куда точно нужно будет приехать еще раз. Город явно похорошел со времени нашего последнего посещения три года назад. Здания всех костелов сверкают свежим ремонтом. Кафе мы нашли, но ждать заказанное пришлось долго. Поужинав, возвращаемся по той же дороге к окраине Кременца и едем на юг в Почаев (фото 57).

    Еще на подъезде мы увидели, что главная почаевская колокольня вся в лесах – идет ремонт. Чем ближе к Лавре, тем больше народу. Возле Лавры людей очень много. Идет вечерняя служба (фото 58). Мы не стали задерживаться, бегло осмотрев, что получилось, едем дальше – начинает темнеть.

    Длинный крутой спуск за с. Лосятин проезжаем уже в сумерках. Ищем место для лагеря. Развилка - основная дорога уходит влево, мы едем прямо по дороге с многочисленными выбоинами. Справа - крутой склон, слева - луга долины реки Иква. К селу Крутнев подъезжаем уже в темноте, пользуясь имеющимся у нас освещением. На развилке в селе сворачиваем влево и едем по дамбе на южную сторону долины реки Иква. Вдали на юге виден лес, но мы едем на запад по грунтовой полевой дороге. Встречаем мододых ребят у стоящего возле дороги автомобиля. Это гости фольклорного фестиваля в Подкамене. Эта грунтовка действительно ведет в сторону Подкаменя. Далее подъем через поле по этой же грунтовке, в конце подъема упираемся в ферму. Отсюда можно было бы ехать дальше по медленно поднимающейся грунтовке, ведущей в с. Немяч, и избежать двух подъемов. Но нам нужно набрать воды для приготовления пищи, поэтому сворачиваем с этой грунтовки вправо к ферме, проезжаем ее, и уже по асфальту спускаемся в с. Крутнев. В колодце набираем воду, беседуя одновременно с местными жителями, после чего едем дальше. В конце села и конце подъема заканчивается асфальт. Проехав еще около километра по каменистой дороге, ставим лагерь в лесу в 100 м от дороги.

    190 – лагерь за селом Дудин.

    За день пройдено 190  км, время движения 10:07.

     

    Click here
    26. Дорога на Острог
    Click here
    27. Дорога на Острог
    Click here
    28. Водохранилище АЭС
    Click here
    29. Хмельницкая АЭС
    Click here
    30. Памятник в лесу
    Click here
    31.Замок в Остроге
    Click here
    32. Замок в Остроге
    Click here
    33. Замок в Остроге
    Click here
    34. Монастырь в Межириче
    Click here
    35. Дорога на Новомалин
    Click here
    36. Замок в Новомалине
    Click here
    37. Новомалин
    Click here
    38. За Новомалином
    Click here
    39. Дорога на Бущу
    Click here
    40. Дорога на Бущу
    Click here
    41. Дорога на Бущу
    Click here
    42. Прокол
    Click here
    43. Перед с. Буща
    Click here
    44. Дорога за с. Мизоч
    Click here
    45. Замок в Дубно
    Click here
    46. Башня Беатки
    Click here
    47. Ров Тараканового форта
    Click here
    48. Вход в тоннель к форту
    Click here
    49. В тоннеле
    Click here
    50. Форт
    Click here
    51. Форт
    Click here
    52. Форт
    Click here
    53. Подземелья Форта
    Click here
    54. Подземелья Форта
    Click here
    55. велодорожка за Дубно
    Click here
    56. г. Бона в Кременце
    Click here
    57. Въезд в Почаев
    Click here
    58. Почаевская Лавра
    Click here
    59. Подкамень
    Click here
    60. Чертов камень

     

    Третий день, 26 августа (В начало)

    Утром прохладно. Внизу, в долине реки – туман. По каменистой дороге спускаемся к селу Горбановка (справа), на Т-образном перекрестке сворачиваем влево на подъем через с. Немяч.

    5 – За с. Немяч километровый участок асфальта.

    Едем, ориентируясь на возвышающуюся колокольню доминиканского монастыря в с. Подкамень. Въехали в село, продолжаем ехать по основной дороге. Начался спуск, село заканчивается, слева на соседнем холме кладбище, а колокольни монастыря уже не видно. Видимо, она осталась правее. Мы увлеклись ездой по основной дороге, следовало свернуть вправо в один из переулков. Возвращаемся по дороге наверх и сворачиваем теперь уже влево. Проезжаем мимо ворот монастыря и подъезжаем к спуску с холма. Отсюда открывается живописная панорама окрестностей (фото 59).  Рядом, на вершине соседнего холма возвышается «Чертов камень» - удивительное создание природы – на вершине холма возвышается огромный валун непонятного происхождения, давший название селу. На большой поляне за холмом Чертоворо камня расположен многолюдный лагерь фольклорного фестиваля. Это действо нам снова напоминает о национальном празднике – дне незалежности. Вчера поздно вечером в своем лагере мы слышали музыку отсюда, а это почти 5 км по прямой. Каково же было местным жителям. Спускаемся с монастырского холма и поднимаемся к Чертовому камню.

    8,4 – Чертов Камень (фото 60). Рядом с камнем старые казацкие могилы с каменными крестами (фото 61). Отсюда на соседнем холме хорошо виден доминиканский монастырь. Да и монастырь он лишь наполовину, а наполовину дом для душевно больных. Ощущается его былое величие, но действительность серая, ободранная и перекошенная. Наблюдается значительная разница между этим римо-катольческим монастырем и пышными и ухоженными греко-католическими и даже православными церквями. Римо-католическая церковь здесь сейчас не в фаворе. Поэтому большинство многочисленных костелов заброшены и полуразрушены. А ведь это нередко 16-17 век.

    Далее через село спускаемся вниз и поднимаемся к асфальтовой дороге. Семь утра, но вокруг полно суетящихся участников фестиваля – и возле камня, и в лагере, и в центре села они уже загружаются в какой-то автобус. А ведь вчера они фестивалили до глубокой ночи. Непонятный феномен. Вообще, организаторы фестиваля неплохо потрудились и собрали большое количество людей.

    В центре села при выходе на центральную асфальтовую автотрассу еще один сюрприз – таблички с разметкой пешеходных и велосипедных маршрутов (фото 64) – ну полная Европа.

    9,8 – Асфальтовая автодорога через центр Подкаменя. Сворачиваем на нее влево на подъем. За селом сворачиваем на дорогу к селу Пеняки. Хороший асфальт без автотранспорта, прямая дорога, проходящая по холмистой местности, частично покрытой лесами, тихое солнечное утро – красота! Так можно было бы ехать бесконечно, если бы организм не требовал завтрака, а то легкий утренний перекус быстро закончился.

    19,7 – с асфальта сворачиваем вправо на примыкающую брусчатку, сверху покрытую гравием, ведущую к селу Голубица и далее - Жарков.

    22-24 – асфальт, далее снова брусчатка, покрытая мелкими камнями

    В Голубице нашли здание с кафейной надписью, но оно, видимо, уже давно не используется по своему назначению. Нашли продуктовый магазин, но он бесперспективно закрыт. Удивительно, но села безлюдны. Даже спросить не у кого. В отличие от участников фестиваля местные жители все спят. Или уехали куда. Встреченный одинокий мужик посоветовал зайти в один дом, там есть магазин на дому, но там оказалось также безлюдно. В Жаркове ситуация с магазином, одиноким встречным мужиком и магазином на дому повторилась. Решили не искать больше здесь продуктов, а выезжать к автотрассе Ровно – Львов, до нее порядка 10 км грунтовок.

    29 – за с. Жиркив дальше идет грунтовка (фото 65).

    34 – сворачиваем влево на грунтовку, идущую вверх. Подъем крутой, дорога размыта, идем пешком.

    35 – Едем обратно вниз по грунтовой дороге, мимо озера (слева) (фото 66), далее подъем.

    37 – в конце подъема выходим к каким-то коровникам, от которых влево идет дорога с разбитым асфальтом, а затем грейдер. Вскоре начинается спуск в с. Ясенов.

    39,4 – упираемся в автотрассу М17 Ровно – Львов и сворачиваем на нее влево. Справа от дороги продуктовый магазин, рядом кафе и баня, но они не работают. В магазине закупаем продукты и располагаемся под навесом за столиками кафе на перекус.

    Далее едем по оживленной автотрассе на Львов. Но по ней едем чуть более километра, после чего на развилке сворачиваем влево в сторону Золочева. Точнее, мы едем прямо, а дорога на Лювов сворачивает вправо. Затяжной подъем. Сначала пологий, а затем крутой по серпантину.

    45 – с. Подгорцы, грунтовка. Замок (фото 67, 68). Костел (фото 70). Впервые я сюда попал в 2004. И не пог понять, почему об этом замке я не слышал раньше. Даже несмотря на ободранные и полуразрушенные стены было очевидно его былое величие и великолепие. За три года со времени последнего нашего посещения что-то там на крыше появилось обновленное. Но разрушается замок, кажется быстрее, чем восстанавливается. Год назад по телевидению прозвучала резолюция какого-то департамента ЮНЕСКО в связи с озабоченностью о том, что замок в Подгорцах может быть утрачен навсегда.

    Вот цитата из интервью с директором музея (http://www.zn.ua/3000/3150/53110): "Еще до президентских выборов мы ездили с ним по замкам. Виктор Андреевич (Ющенко) был за рулем. В Олесске, в Золочеве живо обо всем расспрашивал, разговор не прекращался. А в Подгорцах, вижу, притих. Я подумал: наверное, устал. А оказалось, был ошеломлен красотой замка. Услышал от него: «Господи, я даже не представлял, что у нас в Украине есть такое!» "

    Ну вот, на памятник Роману Шухевичу или создание музея советской окупации, не говоря уже о неочередных выборах, деньги находятся, а вот с Подгорцами как-то не сложилось. И продать замок нельзя, поскольку он представляет особую ценность для государства.

    Все это является продолжением печальной истории замка, коротко изложенной здесь: http://www.nashkray.kiev.ua/lviv.htm . "История замка такова. В 1635 году гетман Станислав Конецпольский решил показать Европе "кузькину мать" и построить дворец, который превзошел бы по красоте и роскоши все европейские королевские резиденции (типичные замашки "новых русских", как видите, иногда приносят пользу). Именно в Подгорцах за десять лет до появления Версаля итальянец Дель Аква с французом Бопланом построили "резиденцию для утех и отдыха". Сюда съезжались все европейские монархи. В Подгорцах выступал крепостной театр, проводились роскошные балы. Когда сюда приехал Петр I, его, судя по всему, задавила большая зеленая жаба. Ибо по приезде во град имени себя любимого монарх повелел начать постройку Петродворца. Стены самого богатого замка Западной Европы украшали полотна Рембрандта, Ван Дейка и других прославленных мастеров. Побывав в Подгорецком, писатель Алексей Толстой написал о нем целую повесть. В 19-начале 20 века замок принадлежал семье князей Сангушков. После того как Буденный повесил одного из них, владельцы резиденции от греха подальше эмигрировали в Аргентину. Весенней грозовой ночью сюда приехали красноармейцы и повырезали из рам все картины. Верным сынам революции нужны были... шторы для солдатского клуба. Прослышав, что в буржуйском дворце имеются запасы холста, они немедля выехали за добычей. Полотна закрасили масляной краской и намалевали революционные символы. Клуб получился очень красивый...Во время войны в Подгорецком расположились "пионэры Адольфа" - гитлерюгенд. Затем фрицы стали свозить сюда раненых и устроили госпиталь. Недалеко от изобретательных тевтонов ушла и советская власть. После войны в замке расположился тубдиспансер закрытого типа. А в костеле, который находится метрах в 150 от него, интеллигентный человек с высшим образованием, главврач диспансера, устроил персональный гараж. Благо, нынешний директор музея Б.Г.Возницкий и его сподвижники успели практически на собственных плечах вынести и спасти многие ценности перед самым заселением больных. В 1956 году из-за сварочных работ на крыше здание загорелось. Пламя полыхало двое суток. Сгорели позолоченные деревянные перекрытия и многие ценности. Только в январе 1997 года стараниями Бориса Григорьевича древнейший в Украине и в Европе замок был окончательно передан Львовской картинной галерее"

    Далее пытаемся проехать к с. Олесько, где находится следующий замок, напрямую, по идущей на запад грунтовке, а не возвращаясь к львовской автотрассе. Сначала все было замечательно, но потом дорога становилась все хуже и хуже. Идущая левее дорога через лес нам показалась более укатанной и мы поехали по ней, тем более, что мужики в Подкамне нам говорили, что надо через лес. Начался спуск, который становился все круче. Дороги разветвлялись и сходились, но мы держались примерного направления на Олесько.

    Спустившись через лес с горы выехали к краю села. Но к нашему разочарованию это были все те же Подгорцы. Поднимаемся на соседнюю горку, дорога снова через лес. Когда закончился подъем, стало совсем неприятно – на ровном участке дорога разбита и сильно заболочена, встречаются огромные лужи. Лес с густым подлеском и через него двигаться еще труднее. Вымазавшись по уши в грязи, преодолеваем этот, к счастью не продолжительный, участок. Снова спуск по лесной грунтовке (фото 71), снова в конце спуска село, и снова это не Олесько. Ну, хотя бы не Подгорцы, а уже Хватов. У дороги памятный крест в честь отмены крепостничества. Удивительно, но эта дата по сей день почитаема на западной Украине. Мы таких знаков видели несколько и все они ухожены. В каком-то из сел такой знак был снесен, так один местный житель хранил его много лет, а затем восстановил (об этом свидетельствовала табличка рядом).

    52,3 – снова выезжаем на автотрассу М17. У придорожного источника (фото 73) отмываем себя и снаряжение от последствий грязевых ванн, съедаем по мороженому и едем дальше мимо памятника коннице Буденного (фото 74), той самой, которая вписалась в историю дворца в Подгорцах.

    55 – Олесько. Справа на холме возвышается замок (фото 75). Это 13 век и, наверно, древнейший замок в Украине. Многим он знаком по ряду фильмов, и, в частности, "Три мушкетера". Сейчас здесь музей. Нужно сюда приехать как-нибудь на серьезный осмотр.

    61 – Перекресток пяти дорог. Здесь после некоторых размышлений сворачиваем влево на Золочев, хотя изначально планировали ехать во Львов. Причина очень простая – из-за лесных путешествий мы выбились из графика. Решено Львов оставить на следующий раз, срезать часть маршрута и снова войти в график.

    84,4 – вокзал в Золочеве. Рядом магазин. Закупаем воду и сладости.

    Золочев остается левее. В этом городе тоже немало достопримечательностей, но мы не готовились их осматривать, так как вообще в Золочев не собирались заезжать. Золочев тоже останется на следующий раз. Едем по автотрассе Львов – Тернополь на восток. В Зарванице сворачиваем вправо, на Поморяны. Вначале идет длинный подъем, в конце которого с. Поляны с не очень разрушенным костелом у дороги. Далее дорога прямая с чередой не очень продолжительных подъемов и спусков.

    111,5 – с. Поморяны . Здесь в центре села неплохо сохранившийся костел (фото 77), хоть и с деревьями, растущими из под крыши. Мы не очень внимательно смотрели информацию об этом селе до похода. Оказывается, здесь есть еще интересный дворец, точнее, руины дворца, о чем мы узнали уже после похода. Это еще один повод снова съездить туда.

    В двух километрах за Поморянами село Розгадов, начинающееся деревянной церковью (фото 78). Далее за с. Урмань дорога идет вдоль красивого озера (фото 79). Затем снова полуразрушенный костел у дороги (фото 80). Интересной местной особенностью является обилие аистов, которые скапливаются на вспаханных полях так же, как в других местах вороны (фото 81).

    137 – Бережаны. Замок (1534-1554 г.) ( фото 82 -84). Небольшой аккуратный городок (фото 85, 86) с европейскими манерами. Обратите внимание на цветочные горшки на столбе в центре фото 85. Для местных жителей это не является необычным. И поливает же кто-то их.

    За Бережанами слева от дороги на высоком холме курган с большим крестом и большое скопление народу. Это снова какое-то национально памятное место и там идут мероприятия по случаю праздника. Конечно, любопытно посмотреть, но туда набора высоты метров сто, а дело к вечеру, нужно торопиться с выбором места для лагеря. Так что - снова в другой раз.

    144 – Потуторы. Далее между селами Потуторы и Литятин идет длинный четырехкилометровый подъем.

    Проехали Подгайцы с очередным полуразрушенным оборонным костелом 1634 г. ( фото 87, фото 88). Крыша у здания рухнула, памятник медленно умирает. Пересекли по мосту речку Коропец и поднялись по дороге к селу Сельцо. Темнеет. Нужно ставить лагерь. В центре села справа двухэтажное здание, которое, судя по ободранной надписи, в советские времена было гостинницей. Конечно же сейчас гостинницы нет, но есть в этом здании магазин, где мы решили прикупить продукты. Из наших разговоров в процессе покупки продавец понял, что нам нужно просто поужинать. Он остановил наши разговоры и предложил нам поужинать прямо в соседней комнате, где располагается что-то типа кафе со своей кухней. Правда, сейчас там закрыто. Мы поблагодарили и отказались по причине того, что это будет долго. Но хозяин настойчиво убеждал, что это не будет долго. После некоторых колебаний мы все-же согласились. Соседнее помещение оказалось банкетным залом, где отмечают все торжественные события в этом селе. Интерьер был необычным и красивым. То ли ожидание было действительно не долгим, то ли просто время быстро пролетело в приятных беседах с хозяином дома. Это был прекрасный ужин с первыми, вторыми и прочими блюдами, довольно необычными и очень вкусными. Это был лучший ужин за весь поход. Тронутые гостеприимством, мы даже подумали, а не бросить ли нам свои спальники вместе с нами на втором этаже, где идет ремонт? Ну и что, что там стружки, опилки и нет кроватей? Но, к сожалению, на первом этаже скоро должна начаться дискотека, т.е. сон в таком случае исключается.

    Поблагодарив гостеприимных хозяев мы тронулись дальше уже в темноте с фонарями. Проехав не более километра справа от дороги на лесистом склоне мы поставили лагерь.

    167,6 – лагерь

    За день пройдено 167,6 км, время движения 9:39.

    Click here
    61. Старые могилы
    Click here
    62. Чертов камень
    Click here
    63. Монастырь в Подкамене
    Click here
    64. Указатели в Подкамене
    Click here
    65. За с. Жиркив
    Click here
    66. К с. Ясенов
    Click here
    67. Замок в Подгорцах
    Click here
    68. Замок в Подгорцах
    Click here
    69. Дорога в дворцовом парке
    Click here
    70. Костел в Подгорцах
    Click here
    71. Спуск к Хватову
    Click here
    72. Памятный знак в Хватове
    Click here
    73. Придорожный источник
    Click here
    74. Памятник коннице Буденного
    Click here
    75. Замок в Олесько
    Click here
    76. Костел в с. Поляны
    Click here
    77. Костел в с. Поморяны
    Click here
    78.Перед с. Розгадов
    Click here
    79. Озеро у дороги
    Click here
    80. Еще костел у дороги
    Click here
    81. Аисты в поле
    Click here
    82. Замок в Бережанах
    Click here
    83. Замок в Бережанах
    Click here
    84. Замок в Бережанах
    Click here
    85. Бережаны
    Click here
    86. Бережаны
    Click here
    87. Костел в Подгайцах
    Click here
    88. Костел в Подгайцах
    Click here
    89. Монастыриска
    Click here
    90. Ратуша в Бучаче

     

     

    Четвертый день, 27 августа (В начало)

    Утром после завтрака, приготовленного на горелке, снова двинулись в путь по дороге на юг. Через 12 км в селах Доброводы и Ковалевка мы встретили непрерывно идущие навстречу нам группы людей. В некоторых группах впереди шел священник с крестом. Три года назад в это же время мы проезжали в этом же районе и знаем, что это крестный ход в Зарваницу,где находится чудотворная икона. Через два дня большой христианский праздник и жители и близких, и далеких сел устремляются туда.

    19,5 – Монастыриска. Здесь в центре города мы обратили внимание на галерею барельефов создателей Украинского государства (фото 89) от Владимира Великого до Симона Петлюры. Вот так здесь видят создателей.

    38 – Бучач. Красивый городок на крутых берегах речки Стрыпа. В центральной части выделяется ратуша (фото 90), правда, сейчас она в лесах - ремонт. Затем мы поднялись к руинам замка (фото 91), откуда открывается прекрасная панорама города. Далее едем на юг в сторону села Золотой Поток.

    44,2 – развилка. вправо - на Коропец, едем влево на Золотой Поток

    46 – В конце второго спуска сворачиваем с дороги влево в с. Сороки, пересекаем его и едем дальше в с. Лищанцы. Дорога стала заметно хуже (фото 92)

    Пересекаем с. Лищанцы с севера на юг и далее едем на юг по полевой грунтовке. По дороге гоняли стадо коров в сырую погоду, сейчас все засохло и дорога стала непригодной для езды. Даже грузовики предпочитали ездить прямо по полю. Мы последовали их примеру (фото 93)

    В с. Русилов несколько мощных источников, дающих начало русиловскому ручью. Это священное место у местных жителей, как видно из фото 94. Далее движемся вдоль ручья. Тропа круто спускается к Стрыпе, а ручей каскадами водопадов обрывается на каменистых уступах (фото 95,96). Привал, купание в водопадах, обед

    Далее едем по тропам лесистой долины Стрыпы (фото 97, 98)

    58,5 – мостик через р. Стрыпа (фото 99). За ним разбитая грунтовка сначала подымается через лес вверх, а затем спускается в с. Язловец (фото 100, 101). В селе руины костела (фото 102) и замка (фото 103). Далее едем по асфальту на юго-восток.

    66,6 – поворот вправо, на юг. В Хмелевой едем левее на Шутроминцы. Дорога становится значительно хуже, подсыпана гравием. На спуске перед с. Дорогичевка пробиваем камеру одного из велосипедов об острый камень. Меняем камеру.

    84 – начало леса за с. Шуртоминцы. Здесь нужно свернуть с асфальна влево на лесную грунтовку. Но мы проезжаем нужный поворот. Начинается спуск к селу Устье, нужно поворачивать обратно.

    86,3 – поворот обратно

    87,5 – сворачиваем с асфальта вправо на лесную грунтовку. Сначала едем прямо через лес (фото 104), затем на небольшой опушке дорога уходит несколько вправо, а затем крутой спуск к реке Джурин.

    90,0 – водопад (фото 105, 106). Удивительное для равнинной Украины место. Река двумя каскадами падает с 17-метровой высоты. Неподалеку руины замка (фото 107). От водопада подымаемся круто вверх на север в с. Нырков (фото 108)

    92,5 – гравийная дорога

    94,3 – брусчатка, подсыпанная мелкой галькой.

    96,5 – развилка. Сворачиваем влево на грунтовку.

    99,8 – упираемся в асфальтовую дорогу, сворачиваем на нее вправо и въезжаем в маленькое село Ангелина, которое на карте почему-то обозначено как Весняное

    104 - Толстое. Совсем немного проезжаем по автотрассе М-14 и сворачиваем с нее вправо на тихую асфальтовую дорогу на Борщев.

    132 – Борщев. Здесь пытаемся найти кафе, где можно поесть. Это не просто. Как пояснил хозяин одного из кафе, "У нас нет первых и вторых блюд, у нас есть только выпивки и закуски". Пришлось закусывать.

    Проехали Скалу-Подольскую с руинами замка (фото 110), и дальше поехали на Каменец-Подольский. Автотранспорта на дороге мало, взошла полная луна, так что ехать было легко даже после того, как стемнело. В Каменце небольшой осмотр ночного города (фото 111, 112) и едем за город искать место для лагеря. Дорога на Хотин очень оживленная даже ночью, поэтому желательно уехать от дороги в сторону, чтобы было меньше шума машин. В 2 км за с. Колыбаевка сворачиваем вправо и отъехав метров 300 от дороги ставим лагерь в посадке. Оказалось, что эта посадка яблоневая с весьма вкусными яблоками.

    201,2 – лагерь

    За день пройдено 201,2  км, время движения 11:02.

    Click here
    91. Замок в Бучаче
    Click here
    92. Дорога к с. Лищанцы
    Click here
    93. Дорога к с. Русилов
    Click here
    94. Это просто источник
    Click here
    95. Русиловские водопады
    Click here
    96. Русиловские водопады
    Click here
    97. Долина р. Стрыпа
    Click here
    98. Вдоль р. Стрыпа
    Click here
    99. Переход р. Стрыпа
    Click here
    100. Дорога от Стрыпы
    Click here
    101. Дорога к с. Язловец
    Click here
    102. Костел в Язловце
    Click here
    103. Замок в Язловце
    Click here
    104. От Шутроминцев к водопаду
    Click here
    105. Джуринский водопад, вид сверху
    Click here
    106. Джуринский водопад, вид снизу
    Click here
    107. Червоноградский замок
    Click here
    108. Подъем от водопада
    Click here
    109. Борщев
    Click here
    110.Замок в с. Скала-Подольская

     

    Пятый день, 28 августа (В начало)

    Ночью и утром шел дождь, из-за чего мы вышли почти на два часа позже, чем обычно. Дождь стих, по мокрому асфальту доехали до с. Жванец.

    10,5 – Жванец. В кафе плотно завтракаем и едем через Днестр в сторону Хотина (фото 114). На подъеме от Днестра перед Хотином у дороги минеральный источник (фото 115). В Хотине посещаем крепость (фото 116, 117). Здесь уже не руины, все отстроено, но отстроено в первую очередь для того, чтобы с каждого входящего взымать по 6 гривен.

    На площадке перед крепостью скопилось около полусотни польских мотобайкеров (фото 118). Они совершают мотопробег, схема которого представлена на фото 119.

    Проезжая через центр Хотина мы заметили еще одну интересную особенность этого города. Возле главного административного здания с голубыми елями стоял когда-то памятник В.И.Ленину. Памятник в духе времени убрали. Но постамент оставили. Ведь свято место пусто не бывает, кого-то все-равно поставят. Зачем заново строить постамент? Но пока нет указаний, кого ставить, вот и стоит постамент один, как памятник украинской рачительности. Но мы решили не ждать решений и заполнили паузу (фото 120).

    26,2 – перекресток "Четыре Корчмы", сворачиваем влево, на Кельменцы

    33,8 – нижний перелом дороги

    39,2 – нижний перелом дороги

    45,7 - привал

    102 – Т-образный перекресток, вправо с. Сокиряны и граница, едем влево

    110,9 – справа примыкает дорога на Новоднестровск, на нее и сворачиваем.

    116,4 – г. Новоднестровск

    123,8 – за плотиной (фото 121, 123), небольшой привал и перекус. Через пол километра прокол. За с. Бернашевка начинается подъем.

    129,4 – слева к основной бетонке примыкает другая бетонная дорога, туда и едем.

    129,6 – бетонка заканчивается, дальше грунтовка.

    130 – пересечение двух грунтовок. Едем прямо.

    134,8 – нижний перелом дороги. С. Хоньковцы. Дальше крутой подъем (фото 124)

    136,5 – начался асфальт. Далее спуск и подъем в с. Ярышев, затем трехкилометровый спуск к Днестру, села Серебрия и Немия. В последнем - снова прокол. Клеимся.

    Когда въехали в Могилев-Подольский, стемнело. До станции Вапнярка, где мы собирались завершить маршрут, осталось километров 80. В принципе преодолимо, но там дорога как для ночи, так не очень простая. Посовещавшись, решаем пытаться уехать из Могилева-Подольского поездом или автобусом, а если не получится - ну тогда уже своим ходом. На вокзале взяли билеты на два часа ночи до Жмеринки, а там пересадка на поезд в Одессу. Все, поход завершен. Находим кафе и устраиваем заключительный объедательный ужин с обсуждением содеянного.

    171 - вокзал. Поход завершен. Но приключения продолжаются. Местный дежурный милиционер решил устроить проверку документов, в ходе которой заявил, что фотография в удостоверении руководителя вклеенная, документ фальшивый. Вот так, ни много ни мало. Потом было продолжительное общение в отделении, завершившееся распитием пива (за наш счет, естественно). Но в поезд мы все-же сели и под пожелание счастливого пути от того-же дежурного милиционера, отправились в Жмеринку, откуда успешно доехали до Одессы.

    За день пройдено 171  км, время движения 9:44.

    Click here
    111.Крепость в Каменце-Подольском
    Click here
    112.Каменец-Подольский
    Click here
    113. Лагерь под яблонями
    Click here
    114. Днестр
    Click here
    115. Источник перед Хотином
    Click here
    116. Крепость в Хотине
    Click here
    117. Внутренний двор крепости в Хотине
    Click here
    118. Мотобайкеры в Хотине
    Click here
    119. Маршрут мотобайкеров
    Click here
    120. Памятник в Хотине
    Click here
    121. Новоднестровск
    Click here
    122. Днестр ниже плотины
    Click here
    123. Плотина Новоднестровской ГЭС
    Click here
    124. Долина р. Корец у с. Хоньковцы

     

    Заключение и выводы (В начало)

    1. "...поспешите и, возможно, еще успеете взглянуть на былую роскошь и прикоснуться к прошлому, пока не растворилось оно в настоящем или, в лучшем случае, не стало дорогостоящим туристическим объектом." (http://www.ytime.com.ua/ru/22/56/3). При планировании маршрута мы полагали, что едем в край замков и крепостей, не сильно задумываясь, в каком состоянии эти замки находятся. Реально получилось, что мы посетили край руин. Когда осматриваешь одиночный полуразрушенный памятник, его полуразрушенность воспринимается естественно - это же история. Но когда за пять дней в разных местах видишь несколько десятков архитектурных памятников и почти все они находятся в заброшенном, полуразрушенном состоянии и продолжают разрушаться, охватывает печаль. Увидели мы немало. Но только после завершения маршрута стало понятно, как много еще неувиденного осталось рядом, в стороне от маршрута.

    2. Заявленный маршрут пройден в несколько сокращенном варианте – мы не посещали Львов и его окрестности, а не доезжая Львова свернули на Бережаны. Кроме того, поход завершен не на ст. Вапнярка, как предполагалось изначально, а несколько раньше, в г. Могилев-Подольский. Все это уменьшило запланированную протяженность маршрута около 150 км. Общая протяженность маршрута составила 967,7 км, средний дневной пробег 193,5 км и средняя скорость 18,9 км/ч. Но нужно учитывать, что среднедневной набор высоты был более километра. Если в соответствии с методикой категорирования /metod2.doc определить эквивалентный дневной пробег, приравненный к равнинной местности (с учетом набора высоты), то он составляет 255,4 км, а эквивалентная средняя скорость 24,8 км/час. Этот фактор является некоторым утешением невыполнения, отмеченного в пункте 1.

    3. Несмотря на значительную протяженность маршрута лишь небольшая часть пути (порядка 15%) пройдена по автомагистралям с интенсивным движением транспорта. На большинстве дорог автотранспорта было мало либо он не встречался вообще. Спецификой региона являются старые, местами сильно разбитые брусчатки. Нередко их сверху подсыпают гравием, галькой или другими мелкими камнями, отчего обычно ехать становится еще тяжелее. Доля грунтовых, песчаных, гравийных и брусчатых дорог составила лишь 16% от общей протяженности маршрута. Однако они заметно снизили среднюю скорость передвижения на маршруте.

    4. Все ночевки были полевыми. Мы с собой везли палатку, спальники и все прочие туристские атрибуты. Часть дорог была далеко не асфальтовыми. Т.е. проведенный поход является типичным туристским походом, а никак не шоссейной гонкой. Тем не менее, ежедневные пробеги порядка 200 км для такого туристского похода являются реальными.

    5. Существует распространенное мнение, что те, кто ездит много и быстро обычно ничего не видит кроме спины впереди едущего участника и своего колеса. Видимо, это утверждение не всегда справедливо. Бывают случаи, когда для того, чтобы много увидеть, нужно много ездить. Наш поход, как нам кажется, является именно таким примером. Мы не слушали длинных лекций экскурсоводов, краткий осмотр объектов лишь закреплял уже имеющиеся знания, либо ставил вопросы, которые надлежало выяснить после похода. Но такие сравнительно короткие осмотры позволили значительно увеличить объем увиденного за 5 дней похода.

    6. Я (Василий Буз) никак не изменил своих взглядов и остался большим любителем потаскать пешком велосипед там, где и без велосипеда пройти непросто. Но подобный пройденному темповой поход тоже интересен. Разные виды велотуризма не являются взаимоисключающими и каждый вид по своему интересен. Предлагаю противникам пешеходной составляющей в велотуризме последовать моему примеру и совершить походы по маршрутам, где неизбежна значительная доля пешеходки. Убежден, это вам понравится.

     

     

    Список литературы (В начало)

    1.        Методика визначення категорій складності походів з велосипедного туризму. Затв. Призидією ФСТУ 25.02.06. Інформаційно-методичний збірник, № 10, Київ, 2006

    2.        Методика категорирования велосипедных походов  /metod2.doc

    3.       Украина, фотопрогулки  http://ua.vlasenko.net

    4.       Замки и храмы Украины. http://www.castles.com.ua

    5.       Путешествия по Украине http://mskifa.narod.ru

    6.       Винницкая область. Геология .Геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды. http://vin.com.ua/ourland/geology/indexru.htm

    7.       Путешествуем по Украине. http://www.nashkray.kiev.ua/menu.htm

    8.    Каменец-Подольский. http://frendman1.chat.ru/kamenec1.htm

    9.     Винницкая область. http://mainroad.org.ua/site/page788.html

    10.     Маршруты тернопольской области. http://tt.ukrbiz.net/web/rus/rtrials_fr3,htm

    11.     Неизвестная Тернопольщина. http://tusovka.if.ua/forum/index.php?s=2e5da4dab0547e5f3eec7faca5a7ddfb&act=Print&client=printer&f=2&t=365

    12.     Отчет о велопоходе по Западной Украине. http://nsou.org.ua/travel/west_ukraine 

    13.     Каменец-Подольский: два дня безумной езды и море впечатлений. http://www.xko.kiev.ua/kam-pod-2002/

    14.     Велопоход Каменец-Подольский - Толтры. http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?t=1882&postdays=0&postorder=asc&start=30

    15.     Экспедиции. Таракановский форт. http://znakhidka-ru.narod.ru/fort.htm

    16.     http://www.turizm-km.iatp.org.ua/marsc2.htm  - Маршруты Хмельницкой области

    17.     http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?t=1882&postdays=0&postorder=asc&start=30  - Заметки о велопоходе

    18.     http://lvivrem.org.ua/offtopic/derevkhramy.htm  - Украинские деревянные храмы

    19.     http://valentyn.io.com.ua/album789  - оборонные сооружения

    20.     http://maps.vlasenko.net  - Карта Украины (М 1:100000).

    21.     Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Ровенская, Львовская, Черновицкая области. Топографические карты. М 1:200 000. Киевская военно-картографическая фабрика, 1992 - 2005

    22.     Отчет о велопоходе 2 к.с. по Подолью. 2.05 - 10.05 1981 г. МК № 55/81, рук. Гойхин М.Н. (библиотека Одесского клуба туристов)

    23.     Отчет о велопоходе 3 к.с. по Украине и Молдове, 24.08 - 4.09 2004 г. МК № 79/04, рук. В.Буз http://shatuni.narod.ru/berlin0.htm

    24.     Отчет о велопоходе 2 к.с. по Винницкой области, 24-31.03 2005 г. МК № 16/05, рук. В.Буз http://shatuni.narod.ru/05/24_03_05.htm

    25.     Отчет о велопоходе 3 к.с. по Кременецким горам и Карпатам. Май 2004, рук. Я.Янко http://shatuni.narod.ru/cremen.htm

    26.     Отчет о велопоходе 5 к.с. по Подолью. Май 2005, рук. Я.Янко http://shatuni.narod.ru/0506/podol

    27.     Отчет о велопоходе группы из Николаева и Рыбинска. http://velotour.nm.ru/castles_2006.html

    28.     Тернопольское туристическое агентство. Активный отдых. Путешествия. http://oksamyt-kl.com.ua/main.php?page=actyv&len=ru

     

     

     



    Hosted by uCoz