mtb.lv Workshop
ru lv en
Побег по Литве

А началось все в 2002 году с планов покорения Прибалтики. К планам мероприятий порой необходима схема местности, поэтому была куплена карта Литвы. Но достаточно смелый на то время план скосило временными кочками и финансовыми ухабами до покорения Лиепаи. Побег в Лиепаю удался и стал нашим первым многодневным велопоходом. Помимо замечательных впечатлений от поездки, у нас осталась карта Литвы, осталась она дома ждать своего часа.

Спустя два года она обтрепалась, промокла и дополнилась карандашными заметками. Знакомые ей названия местности и направления с протяженностью дорог удивляли ландшафтом и погодными условиями, замечательными выражениями лиц и взглядов, тишиной парящего орла и ветром по макушкам деревьев. Она перестала быть картой, она обросла историями и переживаниями, она стала воспоминанием.

Вернемся к замечательно сохранившейся карте с прекрасной полиграфией, лежащей на полке. Многодневная поездка на лето был запланирована еще зимой, оставался неясным её формат. В обстановке окружения "требующих похода" было сложно уворачиваться от вопросительно-укорительных взглядов, а другого времени для длительного путешествия не предвиделось. Вокруг Литвы выглядело заманчиво, тем паче, что собрались ехать по совершенно новым, до этого, не накатанным дорогам. Формат поездки был выбран как обычно - агрессивный туризм, из семи изначально приглашенных участников 12 июля из Даугавпилса в направлении Литовской границы выехало четверо: Олег, Александер, Женя, Рома.

Изначальный маршрут, рассчитанный на 12 дней, одолели за 10, причем из запланированного ушло только 100 км, зато Курской косы, значит нам туда дорога. В путь.


12 июля: Даугавпилс - Салдутишкес [161 км]

6 часов утра. Тишина, молчаливая геркулесовая каша и чай. Звон застегиваемых молний и щелканье карабинов, вспоминания названий полезных вещей. К семи часам договорились собираться у Сашки во дворе. Первые 3,5 км до места сбора проходят столь же тихо, как и чай. Пригревает солнце.

В 7:50, предварительно придав атмосферную стройность колесам, выезжаем от Statoil на Новом Строении, откуда и начинаем путь.

Погода замечательная: с неба светит солнце, и ветер не мешает ехать, тишина все еще не ожившей после ночи дороги, все это позволяет разогнаться до 30 кмч. Катиться легко, но чувствуется некоторое напряжение. Сомнения закрадываются и запоздалая самооценка, вспоминание цели. Скорей всего обычное состояние перед большой дорогой и чем-то новым. За городом сразу начинаются большие подъемы, а скорость все растет. Спешим вырваться из оков сомнений.

И вот впереди виднеется пограничный пункт. Латвийская сторона сразу отправляет нас к литовцам, где, немного пообщавшись с пограничниками на предмет погоды и направления нашего движения, забираемся в Зарасай. Маленький городок, ничем не примечательный кроме своего месторасположения - вокруг прекрасные озера и леса. Отдохнули в сквере с видом на озеро, перевели дух. Напряжение спадает, движения уже не столь скованны. Все излечимо.

Держим путь в сторону Дукшстаса. На подъемах вдали виднеется Игналинская АЭС, начинает припекать солнце, да и день близится к обеду. Завтрак израсходован переживаниями и наступает момент непонимания своего положения, когда утренние догадки о собственных силах и целях не успевают за колесом, а осознание дороги еще не пришло. Непонятное время.

Останавливаемся за Дукшстасом на остановке что бы подкрепиться и собраться с мыслями. Остановка растягивается почти на час. От дома уже около 70 км и непонятное время оторванности от собственного мироощущения подкрепляется знойным солнцем и пустой, ветреной дорогой.

Неохотно раскручиваемся снова после долгой передышки. Первые километры вспоминают стоянку, но вот поворот на Утену и мы въезжаем в самый большой национальный парк Литвы (Aukstatijos его название по местному государственному языку). Наверное именно здесь, за 100 км от дома, для меня и начался поход. Отличная лесная дорога по горкам среди озер. Везде стоят деревянные инсталляции, в деревнях и гостевых домах встречаются музеи под открытым небом, выставки различной старинной утвари. Создается необычайная сказочная атмосфера. Остановились осмотреть старинный комплекс гостевого дома в деревне Вайшнюнай и встретили группу туристов около 40 человек из Чехии. Пообщались с их проводником, его возраст успел изучить русский язык. По его словам он в этом месте уже 6 год и последнее время возит сюда группы, ведь в парке развитая сеть гостевых домов, замечательные пешеходные и вело маршруты, озера ждут водных туристов. Чехи приехали сюда на автобусе и поэтапно разведывали парк. При нашей встрече они все были на велосипедах, налегке. Назавтра они собирались поплавать по местным озерам.

Еще с километр здороваясь с обрывками чешской группы мы продолжили путь в сторону Утян. Начались резвые горки. Получалось, что мы за 40 км набираем высоту порядка 230 метров. Лесная извилистая дорога удивляла за каждым поворотом "процентными" (те, что обозначены дорожными знаками с указанием степени уклона) спусками и подъемами. И если трое участников похода имели навыки борьбы с холмами, то Ромку "стена" к местному райцентру Таурагнай, чудесно и удивительно даже заставила слезть с велосипеда.

Один из ключевых моментов похода. Сила без умения конечно ничто, а когда человек только пол года сидит на велосипеде, то ему не всегда хватает опыта. Высокий темп не всегда давал время правильно подобрать передачу, а сюрпризы в виде "процентных" подъемов из-за поворота и вовсе не добавляли уверенности. Видна была явная нервозность. Не знаю, какие мысли крутились в голове у Ромы, думается вполне упаднические. Взгляд его с криком "а ну вас" нервно рвался на ближайший поезд. Ну чем же мы могли помочь другу в такой ситуации? В первую очередь обедом с длительной остановкой на вершине злополучной "стены" и замечательнейшим видом на озеро внизу. И конечно разговорами о том, что все еще впереди и будет намного интересней. Приглашая Ромку (как и всех остальных), не сомневался ни разу, что доедет он от начала и до конца. Только вот не мог и гадать, насколько скоро он адаптируется к новым ландшафтам и станет чувствовать себя уверенней на дороге. О том еще напишем, а после обеда группа в составе четырех человек, ни разу не обмолвясь о кризисе, продолжила путь в сторону Утян.

В Утяны въезжали лихо, примерно пятикилометровый спуск к центру города порадовал местных зевак аттракционом "бега груженых мулов", приятная и непринужденная скорость за 40 кмч привела нас к местному супермаркету.

Утяны. В городе нет достопримечательностей, вполне молодой город, но весьма производственно развитой. При небольших своих размерах город обладал всеми крупными производствами, что и Даугавпилс, за исключением, конечно, наших отдыхающих гигантов ЗХВ (Завод Химического волокна) и ЗПЦ (Завод Приводных Цепей). Тут же пришло местное осознание литовских магазинов. В Литве не принято в больших и тем паче прочих магазинах на кассе бесплатно предлагать кульки для покупок, маленькие кулечки предлагались за деньги, хоть и тоже небольшие.

И пиво. Его, как оказалось, в Литве много сортов разных и иногда хороших, светлые слабые сорта представлены так же обильно как и и высокоалкогольное пиво. Сортов пива "для уничтожения личного состава" типа "спирт+квас" оказалось очень много. Такое вот наблюдение. Интересно, что по ходу всего похода так и не удалось найти в Литве хорошего темного пива местного производства. Жесточайшее упущение местных пивоваров конечно.

В Утянах купили мы себе ужин и завтрак, по плану оставалось проехать всего 14 км. И тут налетел ветер и принес очень нездоровые тучи. Пошел дождь, и пришлось закамуфлироваться в не всегда промокающую одежку. Переждав под крышей одного из магазинов ливень, мы поехали брызгаться в сторону ночевки.



Сразу же я начал сильно отставать от ребят, погода была паскудная - моросил дождь и ветер в лицо. Мелкий дождь я не переношу вовсе, дыхание сбивается от влажности, и наступают мрачные думы. Весело шагавший под полуденную жару я уже плетусь в метрах сорока от группы. На выезде из Утян дождь закончился и, оказалось, что те места он даже не тронул. Но похолодание было очевидным. Вовремя придумалась отмазка перевязать багаж, так и посидели с минут двадцать на остановке. По-моему никто был не против. Дорога была пустая и безликая и совсем не звала за собой. Придумали ждать первого велосипедиста, понадеялись, что проедет он здесь в следующем сезоне как минимум. Видимо тренер сборной Литвы по велоспорту думал иначе и пустил на тренировку молодежную женскую сборную. И откуда они взялись?

Велосипедистки уехали, а нам ехать все не хотелось. Все же мимо в нашем направлении проехал скрипучий двухколесный, и мы погнались за ним.

Время для остановки на ночлег еще было раннее, поэтому решили проехать на 10 км больше запланированного к заманчивому озеру. К вечеру начало холодать, и стало мне совсем нехорошо. Кризис второго дня пришел еще к вечеру первого. Не стал цепляться за Женю и Рому, которые чувствовали себя не так плохо в прохладную погоду, а отвалился на метров 50-70. Этим воспользовался и Сашка, решивший видимо, заодно не дать мне окончательно раскиснуть и самому немного разгрузиться.

Доплелись до поворота, похожего на правильный, но озера не увидели. Из поселка неподалеку шумно приближался транспорт, отдаленно напоминающий велосипед. Рулевого парнишку остановили на предмет нахождения озера. Оказалось знает он только литовский. Путем выпытывания ключевого слова "эзерейча" (озеро) и обильного жестикулирования, нам показали направление.

Последние метров пятьсот первого дня мы ехали по лесной дороге. Место ночевки выдалось удачным и, в последствии, по признанию всех участников похода - ночевка эта оказалась самой удачной. Мы не испытывали проблем с водой - рядом находилось чистое лесное озеро, пустой травяной пляж, на котором и разместились, был оборудован столиком и скамейками, насобирать дров не составляло труда. А самое замечательное - наличие вокруг мега-плантаций земляники. Макароны и чай с земляникой дополнили здоровый сон. Первый день выдался на славу: изменчивая погода от жары до неприятной прохлады и дождя, адаптация к новому темпу.




В шесть утра прозвонил будильник. Встали ровно через полчаса на второй, заблаговременно поставленный звонок. Геркулесовая каша с земляникой и чай душевно заставили зевать, и я задремал снова. Не могу описать происходившего, но, по-моему, дремали все в той или иной степени. Пасмурная погода весьма тому способствовала.

Выехали в 9 часов утра и уже через километров десять поймали дождь. Был он несильный, но все-таки мы решили спрятаться от него в лесу. Дождь закончился, а черника нет. За нехитрым занятием поедания лесных ягод прошел и второй дождь. От третьего дождя пришлось прятаться уже на заправке под Калтаненяем, пятнадцатиминутное ненастье вылилось в большие лужи на асфальте. Пришлось одеться посерьезней и натянуть на себя дождевики. Опять предстояло подниматься на холмы, но теперь уже в сторону Молетая. Снова тихая и узкая лесная дорожка с ощутимым перепадом высот. Весьма неприятный ветер останавливал все мысли об увеличении скорости движения. Борьба с погодой и ландшафтом не позволяла ехать больше 24 км/ч. Зазевавшись и упустив колесо впередиидущего хотя бы на два метра, догнать уже было трудно. Мелкие, но частые холмы тренировали искусство переключения передач. 37 км из Калтаненяя до Молетая наверное оказались самыми сложными физически для всей группы в целом. Изменчивость погоды и местности заставляла быстро адаптироваться, на что уходили дополнительные силы.

Молетай. Маленький, но уютный город. Пообедав в парке у озера, засыпаем на час. Спустя час небо ничуть не привлекает в дорогу, ветер не советует выходить на открытые участки. Здесь созвонились с Димой, который в одиночку путешествовал по югу Литвы. Но, по крайней мере, сегодня нашим путям не суждено было встретиться. Спускаемся к Пабраде. Ветер поддувает сбоку, а спуски преобладают над подъемами. Все не так плохо, насколько пасмурно. Вокруг Молетая много озер, поэтому-то мы сюда и заехали. С вершин горок открываются иногда весьма замечательные виды, а иногда и лес.

В Пабраде оказываемся уже вечером. Маленький военный приграничный городок не может быть уютным, тем паче, что каждый третий там "лесной волк". Люди в камуфляже и длинные бетонные заборы не воодушевляют. Зато магазин продуктовых товаров вполне.

В восьми километрах в сторону Вильнюса на карте виднеется озеро Правалес. Решительно двигаемся в его направлении. Озеро оказывается защищаемым государством мега-природным объектом. Озеро и место на самом деле красивое, но вот откуда на защищаемом государством объекте берутся холодильники и диваны мы не догадались. Разбиваем лагерь у одного из холодильников. Мокрая древесина отказывается гореть, начавшийся дождь не добавляет пламени. Перевернувшаяся кастрюля не верит в теплый ужин с макаронами, поэтому сегодня вечером у нас в топе бутерброды и чай. Быстро разбредаемся по палаткам, дождь все усиливается.


14 июля: Пабраде - оз. Лиелиус [137 км]

С утра все замечательно замерзли. Поставленные у озера палатки съел туман, поэтому спешили с костром и чаем. Несколько чудесных фотографий и снова в путь. Сегодня в принципе был разгрузочный день. По плану было посещение Europas parkas, Вильнюса и Тракая

Europas parkas. Замечательное место на карте Литвы. Здесь находится центр Европы, который из них, я так и не понял до конца. Символичный центр четырех морей, хм Вообщем молодцы литовцы, горазды на выдумку. Обставили сие место скульптурами местных, и не очень, художников, символизирующих единство, или единение Европы. Попадая в парк, посетитель должен ощутить себя в центре Европы. Автобусы с туристами едут пачками. Правда предложенная цена за вход в 8 лит даже не ставит перед нами вопроса, посещать ли этот парк. Цена сравнительно небольшая, но ужин важнее.

Посидев немного у ворот парка, двигаемся дальше. В надежде, что до Вильнюса еще далеко, весьма удивляемся знаку въезда в город за поворотом. Следующие 10 км по предместью Вильнюса проходят бодро, движение очень плотное и снова откуда-то появились холмы.

Вильнюс. Город оставил самые приятные впечатления. А до чего он удачно расположен в туристическом плане! Город находится на холмах и из какой-нибудь достопримечательной точки не составляет труда увидеть остальную большую часть города. Это конечно большой плюс. Практически со всех сторон можно рассчитывать на замечательную панораму.

Зато к минусам можно отнести движение автотранспорта в старом городе. Оно здесь разрешено. Интересная картина: летнее кафе от бара находится через дорогу и официантам приходится все время бегать через нее. Наблюдения показали, что это весьма опасное занятие.

Пора снова в путь, но мы дезориентированы и на всякий случай Сашка с Ромкой заходят в информационный центр. Замечательная цветная карта города и напутствие в дорогу как раз кстати. Двигаемся в сторону Тракая.

А вот тут случилась засада. Многие из нас были в Тракае, многие помнят, что замок находится на острове рядом с маленьким городком. Но Но что же можно противопоставить знакам "Старый Тракай", "Мега дом какого-то местного народного героя", "могила местного героя". И все это находится по левую сторону от шоссе, хотя сам город по правую. Глаза тянут направо, а вот странная логика говорит, что мега герой должен был проживать обязательно в старом Тракае и никак иначе как в мега-доме, там же и похоронен. Тем паче не надеемся, что мега-хат здесь уж очень много в округе.

4 километра по сомнительной дороге, которая все время обнадеживает знаками приближения к достопримечательности. Наконец перед глазами вырастает кирха, коих туча, двери-окна заколочены. Приехали. Однако мы не одни обмануты чудесными указателями. У кирхи уже организовалось чуть ли не круговое движение, машины с литовскими, русскими, немецкими номерами успешно совершают здесь развороты.

Двигаемся обратно в город Тракай. Ни одного знака, указывающего на замок. Правда по мере приближения по пути к нему в геометрической прогрессии вырастают кафе-бары-рестораны. Замок хорош. Постояли посмотрели, пофотографировали, но на enterteiment средств нету. 12 Лит снова просятся на ужин.

Снова в путь. Карта говорит, что холмы скоро закончатся. Но на сегодня мы ими обеспечены. Последние даются тяжело, надо сказать они здесь весьма тяжелые, зато не мешают автомобили. Делаем последнюю остановку перед ночлегом в Аукштадвартисе. Маленький городок на вершине высокой горы, откуда открывается замечательный вид на окрестности. Изучаем местный туристический стенд. От Аукштадвартиса выезжаем, решив уже по дороге искать место для ночлега. Довольно серьезные холмы не дают расслабиться физически, хотя понимаем, что на сегодня этап уже завершен. Рома с Женей продолжают штурмовать подъемы, мы же с Сашкой фотографируем на ходу окрестности.

Замечаем в долине между двумя холмами заброшенное место стоянки: разбитое кафе, грязная стоянка, в целом необычное для Литвы зрелище. Одним из плюсов данного положения является хутор с озером в низине у холма, правда пока не знаем где разбить палатки. Решение приходит совершенно неожиданно. На крутую горку рядом с заброшенным кафе полез Сашка и обнаружил там ровную площадку и стол со скамейками. Лучше и быть не может. Мы находимся всего в метрах десяти от дороги, но на метра 3-4 выше и закрыты деревьями от нее. Рома с Женей остаются разбивать палатки, а мы с Сашкой едем к хутору за водой. Приходится объезжать большой луг, огороженный колючей проволокой. 

 По пути встречаем деда, поившего лошадь. По дороге на хутор, что-то около 50 метров Сашка разговаривает с дедом на темы "откуда-куда". На вопрос "приобрести картошечки", дед выдает монолог о лютом неурожае. Берем из колодца воды, говорим спасибо испуганно-улыбающейся женщине и возвращаемся уже другой дорогой в лагерь. По пути обсуждаем хуторян. Очень замкнутые люди, причем дед даже агрессивен, насколько позволяет ему его вежливость, в защите своего одиночества. Речи о том, что бы приходить к ним за водой с утра не может быть и речи. К месту ночевки мы пошли другой дорогой и обнаружили то, о чем нам указывала маленькая декоративная ландшафтная карта Литвы. Где-то скоро должны закончиться холмы и начаться равнина. Ну так вот, если верить глазам, то разместились мы аккурат на последней горке перед равниной. На завтра у нас уже есть один помощник. Знание - сила!

Замечательное расположение духа не может испортить даже слабо разгорающийся костер. Кстати, надо сказать, это место стоянки видимо пользуется спросом у местных в виду своего удобного положения вблизи у дороги и закрытости от постороннего взгляда. За вечер подъехало около 3-4 "влюбленных" машин, но увидев что места уже забронированы - все разворачивались в поисках другого счастья. Плотно ужинаем предварительно запасенными двумя пачками макарон (ввиду вчерашних событий взяли две пачки на всякий случай). Пьем чай с вкуснейшими пряниками родом из Ливан. За спиной три дня похода, вроде все чувствуют себя достаточно замечательно (тяжелые ноги и всеобщая усталость не в счет). Впереди прямая дорога к морю, по плану к субботе мы должны быть в Клайпеде. Спокойной ночи.


15 июля: оз. Лиелиус - Середжус [126 км]

Утро встает вместе с солнцем. Настроение вполне боевое. Плотно позавтракав, выходим на дорогу. Старт воодушевляет - скатываемся в долину, впереди до моря равнина. На этом воодушевление заканчивается, небо покрывается тучами и резко холодает, неприятный встречный ветер. На остановках сильно замерзаем, поэтому стараемся проезжать более длинные отрезки за этап.

Придуманная вчера вечером равнина все же не столь выражена, длинные тягуны со встречным ветром не дают расслабиться. На второй завтрак въезжаем в Приенай, обычный маленький городок с обычной достопримечательностью "Шаулюте", где и увеличиваем запасы полезного и вкусного шоколаду на ближайшее время. Город настолько мал, что даже от ветра не защищает, пора в путь дорогу. Тем более впереди нас ждет Каунас, а пока на выезде из Приеная получаем удовольствие от 6% подъема, подготовленного к ремонту.

Забравшись на горку, оказываемся в лесу, который очень кстати закрывает нас от ветра. Настроение и скорость соответственно увеличиваются. Ничто не сдувает с тебя солнечные лучи. Чудесно. Правда немного опасная дорога: узкое полотно и обильное движение грузовых машин типа самосвал. Мы друг друга понимаем, взаимное уважение иногда хорошая штука.

Однако лес заканчивается, и мы въезжаем на голую равнину, вдалеке виднеется большой город-пригород. Останавливаемся на заправке подкрепиться и понаблюдать за виртуозными пилотами спортивных самолетов. Отмечу, что летали они там весь день. Чудеса пилотирования "Экипажу" только снились. Майстера однако.

 Что-то подсказывает, что проехав через поселок поблизости мы окажемся в Каунасе очень скоро, однако знаки на шоссе обещают показать нам бывшую столицу Литвы через 10 км. Охотно верим. Двигаться по оживленному шоссе, продуваемому со всех сторон ветрами не просто, но скорый промежуточный финиш дня и обед воодушевляют нас. Проезжаем минут 15-20 и смотрим на указатель. Каунас 18 км. Параноидальные улыбки. С дороги не сворачивали, ехали по указателям. Такие вот чудеса. Оказалось это объездная дорога и соответственно огибает Каунас, в город въезжаем, предварительно его объехав.

А пока мы назло указателям отрабатывали свои 18 км, случился спуск, да такой, что приобретенная за последние полчаса злость разгоняет нас под 50 км. И вот еду я благородно за Ромкой, начинается мега-развязка с прямым выездом на мост, никаких предупреждающих указателей Интуитивно-агрессивно выбираем направление - прямо. И тут справа (даже не справа, а на уже уходящей направо дороге!) наблюдаем знак "Каунас". Я уже высматриваю дорогу по которой можно выехать на указанную искомой, однако свист из под Роминых колес уверяет меня в том, что или мы поедем направо, или мы оба с нашими велосипедами и планами на зажиточную пенсию сотремся об асфальт. Оба идем легким юзом и мощным визгом, правда, особенность положения в том, что мой велосипед тяжелее и вот уже скоро у нас будет тандем и общие части тела. Траекторию я поменять не могу, если отпущу тормоза - инерция ее победит. Вариант один - мы должны оба отпустить тормоза. Когда дистанция становится критической - громко декларирую название интернет-аукциона, Ромка отпускает тормоза. Я маневрирую на зеленую полосу. Жертв нет. Немного переведя дух, едем уже в Каунас по прямой, как-то необычно.

Замечательная особенность нашего въезда, это то, что мы практически сразу въехали в старый город. Приятный город. Катаемся по центральной улице, смотрим по сторонам. Здорово, что в городе нет ветра и нам это по душе. На обед присмотрели замечательные беляши и прочие хлебобулочные изделия в одной лавке. Местная продавщица устраивает рекламную компанию, оперируя золотым зубом и словами "бальшой-вкусный". Действительно так оно и было, так же как и нездорово сытный. Лениво размещаемся на скамейках напротив парочки бутиков и десертствуем с комментариями. За это время я еще успел сходит в замеченный интернет-клуб. Однако: ксерокс, кассовый аппарат, непонятная женщина, пять системных блоков, 3 монитора, из них два работающих компьютера. За одним парень обучает девушку интерфейсу one.lt, за вторым продвинутая девушка составляет кому-то письмо, с того же one.lt. Непонятная женщина настоятельно рекомендовала подождать, говорит пять минут. За эти пятнадцать минут я поверил, что в Литве один сайт - one.lt. По нервному выражению лица непонятной женщины было заметно, что время у посетителей закончилось, но вот как им об этом сообщить она не знала. Не знали о том и посетители, умиленно пытаясь приложить файл. Чудеса.

 Комната с несколькими стандартными столами, на них иногда и неумело разбросаны системные блоки, мониторы. Цвет бежевый, скорее грязный. Из открытого окна доносится город, а рядом три человека неоценимо медленно набирают тексты сообщений. Пару мух, еще какие-то жучки. В дверях стоит непонятная нервная женщина, молчит, нервничает. В другом конце комнаты сидит лохматый мужик, заинтересованно-недовольный, наблюдает. Пару мух. Вжжик. Встает и уходит. Чума.

А вообще посидел в тишине, как-то за последние три дня отвык от шума людей, посидел посмотрел на людей, новых людей, непонятных. Ушел.

Прихожу, вот, я значит обратно, и наблюдаю картину, как стая воробьев успешно покрадывает у голубей большие ломтики хлеба. Иногда им удается поднять ломтик с собственный рост, а нам весело посмеяться. Вскоре к фонтану поблизости приходят ребята со странными барабанами (по крайней мере мне неизвестно их название), весьма легко одеты, с собачкой, с дредами, раскурились и начали маленькое представление. Один вытворяет всяческие чудеса со штуковиной, привязанной к двум веревкам. Всячески ее подкидывает и крутит, эдакое усовершенствованное ЁЁ. Пока другие наигрывают заводные мотивы. Зевак собралось враз толпа. Мы бы тоже остались, уж сильно нам по душе были их умиротворяющие мотивы, да вот и так в городе просидели четыре часа, а ехать-то надо.

Весьма неохотно было выбираться из города, снова ветер, снова дорога. Проехав километров десять, стало мне нехорошо. То ли длительная стоянка, то ли погода, то ли большие и вкусные беляши. Переоделся и почувствовал себя немного легче, но все равно плелся тотально физически и морально разложенный. Как раз кстати подвернулся городок Вилкия с замечательной горкой в центре, а на горке стоял костел. На горку вела дорожка-серпантин с уклоном солидным, поехал туда я один, вроде как с горки местность оглядеть. Метров пятьсот с ощущением проламывания шатунов, или ног. Вершина с видом на изгибы Немана стоила того, и, спустившись обратно, мы все вместе продолжили путь.

15 километров до Середжуса тащил всю группу Ромка. По всей видимости, то ли длительная остановка, то ли, все-таки, нажористые беляши украли у нас все силы. Слева Неман, справа скудный лес, сверху серое небо, а в лицо ветер. К тому же с неба падало что-то странное, то ли дождь, то ли снег. Доехав до Середжуса, решили искать ночлег и свернули на неприятную грунтовку. Место нашли не очень приятное, на поле посреди заболоченного леса, и с дровами там было непросто. С неба начал накрапывать дождь, хорошо успели поставить палатки. За водой ушли Сашка с Ромкой, а мы с Женей собирали упавшие деревья по высокой траве. Разжигался костер слабо, да налетевший дождь этому не способствовал. Ребят с водой уже не было около сорока минут. Когда они вернулись, то рассказали о своих приключениях: на первом хуторе хозяин не мог связать и двух слов, на втором агрессивная тетка заявил, что воды у них нет. Пришлось им дойти почти до большой дороги, что около 2-3 км было. На обратном пути было желание кинуть в окно женщине, обделенной водой, двухлитровую бутылку. Нам не жалко, да вот то ли воспитание не позволило.

Ужинали уже под дождем гречкой с отменно-дешевыми колбасками. Чай с пряниками рассказали сказку на ночь.


16 июля: Середжус - лес Каволиу [133 км]

С утра в палатку постучалось солнце. Вполне боевой подъем, вчерашние недомогания ушли, а поблизости обнаружили речку. Воду признали питьевой. Завтрак удался согласно приобретенному при подъеме настроению. Все замечательно и комфортно.

Однако как только выбираемся из леса на шоссе, осознаем потоки холодного ветра, который не позволяет разогнаться. Приобретенное с утра вдохновение заставляет нас усиленно и уже очень слаженно работать сменами. На сегодня у нас: слева Неман, справа лес. Ландшафт сказочно однотипный, да и городов больших нет.

Проезжая мимо какой-то деревушки, замечаем на остановке велотуриста, общающегося с местными жителями. Обильно машем руками друг другу. Когда через пару минут я сдал смену, оглянулся назад и увидел, что мужичек нас хочет догнать. Хм. Однако одному в такой ветер очень сложно (мы вчетвером держали 22-24 кмч), да и то, что он бойко общался с местными, указывало, что может быть тоже литовцем. Уже привыкли, что по дороге встречаются литовцы, плохо оперирующие на русском, литовец бы пригодился. Вот, по крайней мере, две причины, а если еще и добавить солидарность, и то, что впятером крутить против ветра веселей. Сбавляем темп, а заодно и сами расслабляемся. Догонял он нас километр наверное минут десять - пятнадцать, мы уже сбросили скорость до 18 кмч, а позже я даже отвалился к нему, что бы подвезти. Догнали группу на 20 кмч, мужичек сразу отвесил комплиментов насчет скорости, мол, здорово идем. На что мы ответили ему, что мы его ждали, и пошли в привычном темпе. Въехали в небольшой городок и свернули к магазину, где собственно уже и произошло знакомство.

Звали его Лаймис и был он, как и предполагалось литовцем. Еще больше мы обрадовались, когда узнали, что едет он тоже в Палангу. Все были согласны ехать вместе, хотя он сразу и оговорился, что в принципе одиночка. Решили пока ехать вместе, а там как выйдет. А пока около магазина пообедали легко и замечательно пообщались. У Лаймиса была хорошая, подробная карта-атлас, на которой были отмечены даже стоянки на дороге. Ехал он в Палангу к отдыхающему там сыну, правда, велосипед у него был ахтунговый. Я сразу же решил вечером подтянуть ему нервно-скрипучую каретку и вынос. Крепления для банок были установлены параллельно друг другу, и скреплены вместе болтами, в насквозь просверленной раме. Находка на самом деле хорошая и удобная. Тем паче, что обе банки всегда под рукой, да и наполнены были они жидкостью по его рецепту: вода, яблочный уксус, мед. Неплохая штука.

Как только выехали из города, обнаружилось, что он тотальный одиночка. Ехать сменами для него было в диковинку, хотя он и отметил нашу сплоченность. Все время рвал вперед. Вскоре осознали нашу несовместимость. Мы ехали этапами по 20 км, а иногда и больше. Он же рвал, но рвал 10-15 км, не больше. Проезжая очередную деревушку Лаймис крикнул: "я вас догоню", и свернул в ближайший магазин. Улыбке нашей не было предела, тем паче, что, заехав в лес, мы разогнались и на очередной остановке через десяток километров грустно обсуждали шансы Лаймиса нас догнать. Отдадим должное ему, проиграл всего минут десять, пятнадцать и ничуть не был удручен. Очень приятный и жизнерадостный человек.

Очень жаль, что пару горок в 4% сразу после отдыха отбросили его на сотню метров назад. Сначала его пытался привезти Женька, потом еще кто-то. Но каждая следующая горка отбрасывала его снова все дальше и дальше. Наконец отвалился я к нему, и мы обменялись телефонами и информацией где собираемся ночевать. Ему надо было передохнуть, мы уже проехали его десятикилометровый лимит. Жалко, что нам не удалось доехать до Паланги вместе.

К вечеру выглянуло солнце, да и ветер стих. Вдалеке за Неманом виднеется Советск, проезжаем перекресток с крупной Е77, где вся близлежащая инфраструктура указывает на близость границы. В приграничном городе Пагегияй закупаемся на ужин и завтрак. Наверное один из самых серых и грязных городов Литвы, который нам удалось посетить. Возможно близость границы, возможно что-то еще. Но как-то мы привыкли в Литве к чистым и ухоженным, уютным городкам.

После мрачного города Пагегияй решаем искать уже и ночлег, за этим скромным занятием проезжаем больше двадцати километров, в надежде найти тихое место с источником воды поблизости. Вокруг одни хутора, и увидев лес мы сразу же ныряем в него. Расставив палатки Сашка с Ромкой уезжают за водой в ближайшую деревню Усенай, а мы собираем хворост, коего здесь полно. Расположились всего в метрах двадцати от дороги, но она совсем не мешает. Тихо и уютно среди поросших мхом деревьев и зарослей папоротника. Включаю телефон, в надежде, что Лаймис дозвонится до нас, но близость к границе завязывает борьбу между поиском зоны и оператором МТС-Россия, ни одно, ни другое не позволяет принять входящие звонки.

Уже с Каунаса, где мы на пару часов разминулись с нашими девчонками, путешествующими автостопом в Палангу, приходящие с литовского курорта сообщения ждут нас увидеть. Да и мы не против. Правда по маршруту мы в Паланге появляемся в тот день, когда путешественниц там уже не будет. Поэтому скорей всего на Курскую косу (на которую был рассчитан ходовой день и замечательные впечатления) мы не едем. Завтра мы будем в Паланге, до которой чуть больше ста километров.


17 июля: лес Каволиу - Паланга [107 км]

Утро нас встречает замечательной солнечной погодой и осознанием того, что сегодня мы пересечем экватор нашего путешествия и заслуженно отдохнем у моря.

Погожая солнечная суббота приятна не только для велосипедиста, но и является хорошим раздражителем для любителей приморских курортов. Все эти любители погружаются в автомобили и едут из обеих столиц через всю Литву в Палангу. Движение весьма интенсивное, добрые отдыхающие в стремлении к белому песку пляжа пару раз весьма серьезно нас подрезают. К тому же дорога неожиданно узкая на этом участке.

Второй завтрак в Шилуте, ощутимо чувствуется приближение к местам массового отдыха. Вокруг много людей и магазинов, а также солнца. Мысленно мы уже в Паланге, поэтому не сильно задерживаемся. При выезде из Шилуте дорога позволяет ехать за 30 кмч, небольшая невнимательность и Ромка цепляется передним колесом за Сашкино заднее и его начинает бросать по дороге. Ноги срываются с педалей, но ему чудом удается удержать велосипед. Немного переводим дыхание и снова в путь.

Клайпеда. Еще с утра мы решили найти душ, ну не появляться нам же на курорте с сантиметровым слоем дорожной пыли. Поэтому сразу же при въезде в Клайпеду начали искать заправку. Миф о существовании на некоторых заправках душа давал надежду помыться. В Клайпеду въехали со стороны какого-то нового района с многоэтажками, поэтому искать заправку стало для нас приоритетом. И началось: на первой заправке, к тому же там была еще и мойка машин, местный работник уведомил нас о том , что душ у них имеется, но так как у них злостный босс и вообще душ только для своих, то нас туда вряд ли пустят. Даже предложение литовских денег не воодушевило мужичка. Зато он посоветовал нам Statoil и даже показал направление. Проехав пару кварталов мы нашли эту заправку, но вот беда, там не было душа, и весь персонал с сожалением проинструктировал нас о нахождении еще одного нового Statoil поблизости. Там точно имелся душ. Весьма радостные проехали снова пару кварталов и нашему взору предстала новейшая заправочная станция. Радостный вбегаю внутрь, жду пока белорусские ребята унесут все свое пиво, заодно нахожу глазами табличку душ. Все не так уж и плохо. И тут случается разговор с парнем на кассе.

На вопрос имеется ли у них душ и можно ли им воспользоваться, кассир отвечает, что имеется, но вот такая загвоздка, что мыться там разрешают только туристам. В этот момент меня посетило радостное чувство в придверии душа, а слова "толлько для туристов" немного смутили. Стою я весь такой лохматый-небритый, местами чумазый, немного похудевший, в недельной велоформе и думаю, похож ли я на туриста. "Ну вот мы, туристы!" радостно я ему заявляю. На это он неодобрительно-оценительно смотрит в окно и видит еще троих велосипедистов и начинает мило улыбаться. "Не для туристов, для фуристов", - поправляется парень. Итак, душ оказался исключительно для водителей грузовых машин. Ни предложенная плата за услугу, ни символичная покупка литра бензина, ничто не могло разжалобить кассира. На заправке не было очереди дальнобойщиков в душ, там вообще почти никого не было. Но спорить с парнем о его прогрессирующем кретинизме не было сил. Лишь злобная улыбка и сожаление о том, что пожар на автозаправочной станции все же уголовно наказуем..

 Жаль, но неудачный рейд по заправкам Клайпеды, а тем более молодой человек на последней, сорвали все впечатления о, возможно вполне замечательном, портовом городе. Отобедав у одного из магазинов мы быстро проезжаем, не заостряя внимания на городских достопримечательностях.

Чуть меньше тридцати километров до Паланги пролетают быстро. Голубое васильковое поле, да такое же небо, вот основные достопримечательности этой дороги. Да еще то, что ехать весело и легко. Менеджеры и кассиры всех заправок Statoil в Клайпеде страдают от икоты, а мы от смеха. В Палангу въезжаем бодро, правда на подъездах к проспекту Басанявичуса приходится просто продираться сквозь толпы отдыхающих. Отовсюду манит гастрономическими запахами.

И вот мы на пляже, где народу чуть меньше чем песка. Встречаем девчонок и первым делом бежим в море купаться. Волны смывают пыль дорог и остается только усталость, которую в ближайший день по плану надо закопать на пляже. Дальше рассказы наперебой о приключениях в дороге и поход в магазин за ужином.

Ужинаем поздно, сидя на дюне и наблюдая за закатом. Ближе к полуночи, когда стало совсем темно пошли искать место для ночлега, а когда нашли, то замечательно заснули. Завтра мы наконец никуда не спешим.


18 июля: Паланга

Еще не открыл глаза, когда из соседней палатки с девушками кто-то вылез и побежал через дюны к морю. Тишину прибоя немного разбавило потрескивание песка от удаляющихся ног. И снова только море. Несколько минут спустя возвращается запыхающиеся дыхание и впечатления от утреннего купания выливаются в замечательный визг. Оля Баффи. Однако проходит сообщение, что мы на нудистском пляже. В женской палатке слышится оживление. Ухо не обманывает, на улице оказывается Ольга. Оживленный диалог с первооткрывательницей превращается в поход за дюну. Снова, уже в более шумной форме проходит информация, что мы на нудистском пляже. Открываю глаза и палатку, солнечный свет заливает тент. Из открытого прохода виднеется два оживленно передвигающихся мимо организма и голая женщина вдалеке на дюне. Констатирую, что вижу только то, что она не одета, подробностей мне из палатки не узнать. Гораздо более интересней послушать обсуждения нашего положения на нудистском пляже от проснувшихся девушек. На дюне иногда появляются еще несколько других голых женщин. Однако вкрадываются сомнения: вокруг только женщины. Ссылаемся на то, что мужское нудистское население спит в этот ранний час.

Надо бы и позавтракать. Выбираемся из палатки и решаем ехать в магазин в город. Я, Ромка, Женя и Ольга выезжаем по лесной тропинке на дорожку, которая нас привела сюда ночью. Ахтунг! Вокруг все чаще появляются не совсем одетые женщины (но еще и не совсем раздетые) и с укором и непониманием смотрят на нас. В душу вкрадываются некоторые сомнения, а на лице выступает стыдливый румянец. Синий знак "Мозеру пляжас" понятен даже не местному. Женский пляж. Ранние заявления о том, что мы на нудистском пляже меня вообще не тревожили. Равное положение обоих полов обеспечивало внутренне спокойствие. Теперь же все поменялось. Неловкость положения смущала и выдавала, а громкие восклицания наших подруг никаким образом не могли нас спрятать от вопросительных взглядов посетительниц этого специализированного кусочка земли.

В городе пока еще тихо, хотя народу прибавляется с каждой минутой. Лимонад и печенье вполне могут быть легким завтраком. Возвращаемся, смотря ровно под колесо. И все равно женские взгляды не понимают, почему группа велосипедистов, в основном мужского рода, целенаправленно въезжает на Женский пляж. Сашка, с нами не ездивший за завтраком, все это время просидел в палатке. Взгляд пожилой женщины-дракона загонял его обратно под тент как только он пытался показаться из палатки. Вчетвером нам было уже немного легче, но завтракать "там" мы не горели желанием. Тем паче, что женское возмущение становилось нам уже даже слышным. Быстро собираемся и съезжаем, по ходу выбирая место для завтрака. Это тоже не совсем просто, отдыхающие спешат на пляж и движение повсюду.

Отзавтракали на пригорке немного в сторону от пешеходной дорожки и пошли на пляж, откуда выбирались исключительно только в магазин за пивом и съестным. В городе находиться было трудно. За предыдущие шесть дней мы слушали ветер и дорогу, сейчас же суета курорта дергала нас за уши. Я быстро устал от Паланги. Все развлекательные и прочие сооружения находятся здесь в центре, а соответственно и все отдыхающие тоже. Шум и гам. Если бы не приятное общество, было бы совсем грустно. А так, отужинав согласно разработанному за день до этого плану, мы направились в уже известное нам место на Женском пляже. Назавтра мы собирались рано уехать, и не застать здешних посетительниц. Однако, как оказалось, напрасно мы так думали. Любительницы солнечных ванн в понедельник начали собираться уже с семи часов утра, но это ничуть не изменило нашего курса - домой.


19 июля: Паланга - Шауляй [161 км]

Дорога домой как-то всегда дается легче. Как бы не считали, не рассчитывали расстояние до путешествия, только когда развернешься в сторону дома, начинаешь ощущать некую легкость в осознании своего дальнейшего продвижения. Правда, ничуть не просто заставлять снова двигаться организм, тем более после полутора дней физического отдыха.

Однако с утра была замечательнейшая погода, теплое солнце и ветер в попутном направлении спешили доставить нас домой. Думалось, что все уже сделано, что ничто не сможет уже предопределить, казалось сформировавшегося впечатления о поездке и Литве. Мы быстро направлялись в сторону Даугавпилса, молча, как рыболовы, наловившие впечатлений как рыбы, и спешившие поделиться ими дома. Солнце начинало припекать, ветер сменился, и мы еще не знали, что этот день станет самым интересным в нашем путешествии.

А пока наш курортный запал потихоньку иссякал. Наконец проявило себя солнце, со страшной силой оно приступило отрабатывать те дни до Паланги, что нам приходилось мерзнуть на стоянках. Да и ветер уже дул не с нами по пути. В планах было остановиться в Плунге, но город оказался в стороне от дороги, поэтому поехали дальше. Все же остановились спустя пять километров на автобусной остановке немного остыть в тени и перекусить. Запасы воды были конкретно уменьшены, шоколада тем более. Стоянка задержалась, разговорились сидя на скамейке. Как-то странно начала чесаться нога, я закатал шорты и моему взору предстал весьма упитанный клещ, весьма душевно вмонтированный в кожный покров. Признаков жизни не подавал, видимо сердце не выдержало темпа. Разговор умолк. На четверых человек опыта клещей не было ни у кого, а прививка всего одна, и та не у меня. Все те рассказы в стиле Дэвида Линча, что мы слышали, ничуть не радовали. Однако здравый смысл подсказывал, что, по крайней мере, домой я доеду. Извлечение зверя решили предоставить местным медицинским работникам. Выбор госпиталя был сделан в пользу города Телшай, что стоял в 20 км, против Плюннге, что в пяти. Уж, по крайней мере, назад возвращаться не хотелось. Молча выехали на дорогу, в этот день мы уже мало говорили, и поехали. Да поехали так, что вполне могли больного и не довезти. Попросту я чуть не выпал, когда ребята без всякой предварительной договоренности выкатили меня сменами к Телшаю со средней за 30 кмч. Последний сдал смену Сашка уже на спуске к самому городу.

Немного расспросив местных мы нашли больницу. Внутрь со мной отправился Ромка. Объяснив то ли знаками, то ли звуками в чем дело - меня провели к хирургу. За те десять минут, что я пробыл там, я узнал о том, что я уже инвалид второй или третьей группы и вообще мало мне осталось. Но обо всем по порядку.

В кабинете русский знала только сама большая женщина хирург. Знатное дело, сама она такими мелочами заниматься не стала и отдала меня двум медсестрам. Выкручивали маленького зверя они достаточно долго с произношением междометий на местном диалекте и такой мимикой лица, что я уж подумал, что в ногу зарылся медведь, и что б его достать понадобится никак не меньше многочасовой операции. Когда они наконец его достали, то стали ходить вокруг и смотреть с не менее интригующими взглядами. Когда наши взгляды сталкивались - я читал в их глазах сочувствие и прочую не воодушевляющую информацию. Однако они позвали хирурга. В надежде, что этот профессионал прояснит ситуацию, я немного перевел дыхание. Большая женщина подошла, и с расстояния метра, небрежно кинув взор констатировала боррелиоз. Пока она фантазировала по поводу рецепта, я пытался у нее как-то проконсультироваться. Однако самым радостным из услышанного было то, что в ближайшие дня три-четыре уж точно не будет и я благополучно доеду домой. Замечательная новость. Помимо этого мне выдают рецепт на мега-антибиотик, и сожаление по поводу будущей инвалидности. По поводу энцефалита они даже не пеклись. Лишь ответили, что я "почувствую это". Ахтунг! Чужие атакуют.

Когда уже вышли из больницы, Сашка выдал по поводу отношения местной медицины весьма точное определение: "Извините, уровень наших врачей позволяет только ампутировать вам ногу".

Следующим туристическим объектом в Телшай была аптека напротив. Просто храм позитива и оптимизма по сравнению с хирургическим кабинетом. Женщина-фармацевт с русским дружила очень плохо, но это все же не помешало ей по крайней мере просветить меня в истории моей болезни и все же не столь мрачного будущего. В аптеке я оставил весь бюджет на дорогу обратно, но узнал хоть что за зверь такой этот боррелиоз.

Так как стоянка затянулась, решили в этом же городишке и отобедать. Пустой город, тихие улицы, да и наше воодушевление было отрицательным. Молча съели что-то. Молча поехали. Дальше до Куршеная была самая паскудная дорога , по которой мне удавалось ездить. Естественно, главным фактором была тотальная деморализованность всей группы. Окружающая среда ничуть не помогала. Не помню я той дороги.

Не считая непонятного шума приближавшегося сзади, как оказалось позднее - это был комбайн какого-то нового поколения, о его функциональности могла говорить только фантазия. Пока он приближался, я все пытался его рассмотреть и немного зацепил Ромку. А так как мой конь был явно тяжелее, то Роману пришлось проявить чудеса стойкости, что бы удержаться на дороге. Все обошлось. Ну и конечно мы не преминули воспользоваться его широтой и крейсерской скоростью в 32 кмч до тех пор, пока водитель резко не пошутил. На этот раз не оказавшись под ножами чудо-машины, мы решили отпустить зверя на волю, дабы не покалечил.

В Куршенае обзавелись ужином и решили ехать до Шауляя и где-нибудь под городом остановиться. Природа думала по-другому, вслед за нами из-за города выползло черное небо. Дневная жара обернулась бурей. Весьма недурно, помогая попутным ветром, она все же приближалась очень быстро. Мы же в свою очередь завелись на это представление, безликость и сухость сегодняшней дороги, все то, что тревожило и мешало ехать, оказалось ничтожно перед желанием взять реванш у природы.

Тридцать километров наперегонки с бурей. И вот уже начинает с неба валиться куски воды, нет не накрапывать, капли настолько редки, но крупные и тяжелые. Ветер уже настолько силен, что забегает вперед. И без того наша высокая скорость возрастает. Впереди в метрах пятистах дорожная развязка с мостом, успеть бы до него. Гнутся деревья, дорожные знаки звенят, мусор срывает с привычных мест, на спидометре за сорок.

Мост оказывается только что построенным и еще не сданным в эксплуатацию. Нас накрывает буря, капли прошивают нас с обеих сторон. Велосипеды сносит ветром, приходится их привязывать к барьеру. Сами забираемся под самый свод. Расстелив там коврик, еле помещаемся. Внезапно стемнело, все вокруг гудит, а мы съедаем холодные сосиски и пряники. Вот такой вот ужин.

Вскоре стихает. Обнаруживаем прокол у Ромки, наверняка дело местного строительного мусора (единственный за всю поездку). Вдалеке виднеется Шауляй и даже знак, повествующий о том. Смысла в город нам въезжать нет, а ночлег искать уже проблематично. Вокруг все плавает, да и стемнеет скоро.

Рядом с мостом стоит замечательный яблоневый сад и заправка. В сад мы еще успеем отправиться, а пока агитируем операторов на заправке на горячую воду. Бедняги студенты, как они назвались, требуют какие-то гроши за это. Право, даже смешно как они из общедоступного аппарата отцеживают кипятку. В закрытом внутри кафе они нам не разрешили посидеть, наслаждаемся свежестью вечера и крепостью чая на улице.

Уже сумерки начинают сменяться темнотой ,когда забираемся в сад. Трава там по колено и растет из болота. Но бежать нам уже некуда, моральное и физическое истощения ищут причины завалиться в спальный мешок. Быстро расставляем палатки и не менее быстро засыпаем.

Самый рваный день, самый интересный и замечательный день, когда получаешь огромное удовольствие от общения, да нет, мы молчали, просто от людей, которые рядом с тобой. И ничуть не жаль, что для проявления их качеств требуются специальные условия.

п.с.: уже по приезду домой я пошел к доктору, хотя врач из Телшая меня убеждала в бесполезности этого, по ее словам все было кончено. В родном городе Даугавпилс все было гораздо спокойней и приятней. Меня осмотрели и взяли кровь на всякую фатальную дрянь. Ничего не оказалось.


20 июля: Шауляй - Купишкис [170 км]

Утро выдалось солнечное и свежее. По крайней мере, в болотистом месте, где мы находились, так было. Пока выбирались на дорогу уже изрядно попурзались в грязи. Было чудесно спокойно. Осуществили завтрак на заправке, где вчера ужинали (сегодня нам был бесплатным кипяток от работницы местного кафе).

Так как находились мы аккурат на объездной развязке, то решили в Шауляй пока не заезжать, а стороной проехать к горе крестов. Пустынная, недавно отстроенная дорога, еще не успела обзавестись автомобильным трафиком. Что-то около 15 километров до горы крестов мы одолели меньше, чем за 30 минут. Вчерашний вечерний запал, видимо, еще не иссяк.

Гора крестов. Мне не понравилось это место, я даже полностью ее не обошел. Повсюду неприятнейший запах гниения, тем паче после вчерашней бури и сегодняшнего жаркого солнца. Да и вообще не понял я развлечения туристического в ста метрах от горы покупать крест и его же показательно устанавливать на горе.

Долго мы там не задержались и поехали обратно в сторону Шауляя. Надо сказать достаточно приятный город, где мы задержались почти до двух часов дня. Неспешные прогулки по городу привели нас к веломузею. Увидев наше замешательство, администратор то и дело выскакивала на улицу и агитировала их посетить. Мы бы и не думали, но бюджет наш после вчерашних аптек был всего на троих, поэтому стоило оценить свои возможности достаточно серьезно. Когда ее очередное появление на улице ознаменовалось декларацией системы скидок, да и коней наших взялись разместить на время в самом музее, это не оставило нам шансов.

Посещение музея стало для нас одним из немногих энтертейментов за время поездки. Приятно интеллигентная женщина-гид рассказывала нам историю велосипеда, пока мы изучали экспонаты. Она заметно оживилась, когда мы спустились на второй этаж экспозиции. Здесь находилась гордость музея - велосипед некоего местного профессора, который вместе с хозяином побывал в поездке вокруг света Greаt Millennium Peaceride. Казалось, каждый винтик данного экспоната приводил гида в трепет. Она настояла на том, что бы обязательно сфотографировались на фоне этого божественного велосипеда. Мы порадовали женщину. Когда уходили из музея, встретили директора. Он тоже согласно занимаемой должности передвигается на велосипеде.

Еще некоторое время мы покатались по Шауляю, а когда время стало для нас более чем критическим (близилось к двум часам дня), а за спиной было всего 30-40 км, мы выдвинулись в сторону Паневежиса.

Ветер дул в спину, да и хотя весьма недурно весь день припекало солнце, видимо запал вчерашней вечерней спортивной злости еще не иссяк. Средняя скорость за этот, самый большой по протяженности день, составила 26 кмч, и это притом, что до обеда мы неспешно накатывали по пешеходным улицам Шауляя. На шоссе мы держали не меньше 30 кмч. Четко работая сменами, на подъездах к Паневежису медленно уже казалось ниже 34-35, иногда спидометр зашкаливало за 40 кмч. И вот как-то организм все равно работал не так, то ли тревожность от вчерашних диагнозов, то ли непонятные антибиотики, рекомендованные все тем же врачом. Но на одной из остановок, я просто сполз на руках с велосипеда. С минуту просто стоял и не мог пошевелиться (Однако уже по приезду домой глаза моего врача вылезли за пределы оправы очков, когда увидела прописанную мне дозу мега-антибиотика. Она тут же снизила дозу вдвое). Весьма замечательно передвигаться на груженом велосипеде в тридцатиградусную жару, с тревожностью фатальной неизбежности и мега-дозой антибиотиков, от которых я скорей бы выплюнул почки и прочие, иногда востребованные организму, органы, да и все это три дня 160-170-140 км. Литовский Гиппократ, однако, не лишен юмора.

Паневежис. Ничего не скажу, кроме того, что это весьма молодой город с большим количеством многоэтажных домов и того, что было мне уже весьма нехорошо, Здесь сделали поздний обед.

Жара спала. Еще в Паневежисе решили ехать настолько долго, насколько позволит световой день. Этот самый световой день позволил доехать до Купишкуса, в километрах пяти от которого мы и заночевали, в поле.


21 июля: Купишкис - Даугавпилс [142 км]

Проснулись от шума трактора. Местный фермер косил сено. Еще ночью предполагая такой поворот событий, разместились уже на скошенной стороне, костров мы не жгли и не мусорили. Засим впечатления от нас у труженика полей было положительное, и он нам даже приветливо махал большой рукой.

Километражный задел за предыдущие дни возвращения вселял уверенность в успешном возвращении именно сегодня. До дома оставалось всего 140 км, которые в часов десять утра мы и приступили уменьшать.

Снова начались небольшие подъемы, да и жара просила пить. Осознание скорого возвращения домой лениво крутило педали. У Рокишкиса мы посетили всего заправку. Тихая дорога среди лесов не тянула в город.

В Обеляе, за 60 - 70 км до Даугавпилса, устроили последний обед, где благополучно и истратили последние бюджетные литы. Пока поедали булки на завалинке сельпо, нас успела попросить о некоем убежище и конвертируемой валюте странная бабка, благо оперативно появился местный рейнджер, эффектно запылив старушку своим Ровером. Чак Норис по сравнению с этим представителем закона выглядел выпускником полицейской академии. Рейнджеру вполне хватило харизмы, что бы даже не выходя из машины заставить бабку сесть в автомобиль правосудия. Она, негодуя и ворча, повиновалась. Также эффектно, запылив наши пончики, он скрылся.

Тут же рядом образовался замечательный дед-революционер. Эдакий длинноволосый и бородатый старичок со своими взглядами на происходящее в мировом сообществе. Будь у него винтовка, власть в Литве вполне могла поменяться. Но винтовки у него не было, о чем видимо заботился все тот же харизматичный рейнджер.

Ландшафт становился все более холмистым. Довольно затяжные подъемы уже не пытались проходить вместе, каждый шел в свою силу, и порой нас раскидывало на достаточно большое расстояние. С вершин холмов открывались замечательнейшие виды на залитые солнцем окрестности. Последние километры в сторону Зарасая даются трудно, непонятная апатия к движению. Может не хочется возвращаться.

Не доезжая приграничного города, сворачиваем на дорожку к Стелмуйже. Все, для меня путешествие закончилось вот здесь в 30-40 километрах от Даугавпилса. Здесь уже я ехал воспоминаниями, в голове дорога пролетала заново. 1267 километров за девять дней в дороге. Каждый был особенным, особенно жарким, особенно трудным, замечательным, особенно обычным. И все-таки самое большое удовольствие я получил от людей, от тех троих кто были все время рядом, от тех троих с кем ворчали и смеялись. Эта сложная дорога была по плечу тем, кого я пригласил, тем, кого хотел видеть, и в ком был уверен.

  1. Даугавпилс - Салдутишкес [161, 15 км, средняя скорость 22,94 кмч]
  2. Салдутишкес - оз. Правалес [120, 02 км, средняя скорость 23,58 кмч]
  3. оз. Правалес - оз. Лиелиус [137, 45 км, средняя скорость 19,87 кмч]
  4. оз. Лиелиус - Середжус [126, 29 км, средняя скорость 20,01 кмч]
  5. Середжус - лес Каволиу [133, 00 км, средняя скорость 21,96 кмч]
  6. лес Каволиу - Паланга [107, 74 км, средняя скорость 21,18 кмч]
  7. Паланга
  8. Паланга - Шауляй [161, 18 км, средняя скорость 23,74 кмч]
  9. Шауляй - Купишкис [170, 26 км, средняя скорость 25,98 кмч]
  10. Купишкис - Даугавпилс [142, 70 км, средняя скорость 22,88 кмч]

У дуба просидели наверное полчаса. Тихо. На границе немного поговорили, поулыбались. Последние километры вдоль озера Свенте, по пыльной дороге мимо Гобоса, куда вернемся уже завтра. Но это будет завтра, а пока в центре нас уже ждут Димка с Максом. Мимо проходящие люди уже откуда-то осведомлены, город маленький.

Спасибо.

Фотографии поездки

Оле Лукойе
email: winnetu@tvnet.lv

Последние статьи в разделе
» Jelgava - Tērvete - Jelgava
» Велотур Латгале-2005
» Велопробег
» Поездка по югу Литвы
» Фестиваль средневековья в Цесисе
» Поездка в Шауляй и на Крестовую гору
» Путешествие на верхнюю точку Латвии, Гайзинь
» Поход Рига - Тарту

Архив статей

Weekend riding


Фото недели
комментарии [0]
архив [140]

Обзор Rohloff Speedhub
Обзор Rohloff Speedhub
Прогноз погоды
 



© 2002-2018 mtb.lv