ЖЕНЕВСКИЕ  ПОКАТУШКИ
БОЛЬШИЕ

Drang nach...
Хроника полуматрасного велопохода

8-13 июля 2006, Центральные Альпы
(St-Moritz - Ponte di Legno - Bormio - Solden - Ischgl - Scuol)

Времени, как всегда,  меньше, чем хотелось бы.
И если я свободен всю неделю, аж до понедельника, то к Мишке в пятницу прилетает сын. Которого надо встретить.
То есть получается не девять дней, а всего лишь шесть.
С большим сожалением маршрут укорачивается на пару перевалов и одну радиалку - их мы точно не успеем проехать. Возможно, не успеем что-то еще, но это будет ясно уже по ходу дела, а пока - срочные сборы.
Срочные - потому как время старта определилось буквально за полтора дня до него.


В пятницу вечером продукты закуплены, рюкзаки собраны, велосипеды загружены в машину - выезжать надо "ночью" - будильник заведен на 4 утра. Ехать через всю Швейцарию, Женева - С-Мориц.
Будильник прозвенел вовремя, но, пока просыпались-собирались-загружались, солнце успело вылезти из-за горизонта, на авторут из Женевы выбрались почти в шесть.
Европейские авторуты (автобаны, автострады) - это отдельная песня! Все сделано для того, чтобы как можно быстрее добраться в нужную точку! Можно даже без карты - указатели многократно дублируются, заблудиться или проскочить нужный поворот очень сложно. О качестве дорог даже как-то неудобно и упоминать.
После Chur сворачиваем с авторута на националку, и через перевал - в St-Moritz. На выезде из города паркуемся, отсюда старт.

В Западных Альпах почти не осталось высокогорных дорог, на которых мы не побывали. А вот на востоке таких дорог еще много, в том числе самый высокий в Альпах асфальт (в Австрии, Зёльден), знаменитые перевалы Stelvio, Gavia, несколько очень интересных высокогорных грунтовок - короче, есть где развернуться! И в этот раз мы хотели пройти по самым верхушкам Центральных Альп (разумеется, там, где можно въехать "в седле").
12.20, пасмурно, и, кажется,  дождь собирается. Короткий перекус, упаковка багажников - и в путь! Ввверх, на Passo del Bernina (2328м), первый в этот день перевал. Справа от дороги - самый восточный в Альпах четырехтысячник Piz Bernina. С него сползает шикарный ледник. Иногда на короткое время в просвете облаков можно разглядеть вершину.

В 13.45 залезли на перевал, 250 м сброса, поворот налево, на Forcola di Livigno (2316м), за ним уже Италия. Пытается капать дождик, пока не очень сильный.
Трафик на этой узкой дороге довольно заметный. Почему - не знаю, в тот же Bormio можно проехать и по другой дороге, вдоль речки, без перевалов, а здесь их три штуки выше 2000 м. Ну, с нами все понятно, нас хлебом не корми - дай на перевал залезть, а вот на машине удобнее как раз ехать по той, более низкой дороге.
В 14.30 мы уже на перевале, снова спуск, в Ливиньо, и мимо него еще на один перевал, Passo di Eira (2210м). Перепад тоже порядка 300 м, однако время давно уже  обеденное, и к тому же дождик на время прекратился... По широкому травянистому склону спустились к ручейку, поставили горелку, сначала чай, потом французская перловка с интересным названием Ebly (ударение, естественно, на последнем слоге), с бульонными кубиками (быстрорастворимые супчики мы в спешке забыли купить).

На Passo di Eira мы в 17.20. Фотографируемся на фоне вывески, на указателе рядом обозначен VTT-маршрут(!) на Monte della Neve, на высоту 2785!!!  Не знаю, насколько он VTT, может быть, сверху и пешеходный, и, был бы день в запасе, можно было бы и проверить (высота для Альп солидная, можно пересчитать по пальцам более высокие грунтовки, проходимые на велосипеде), но - времени и так нет!
Снова спуск, и еще через час мы на Passo del Foscagno (2291м). И тут дождь, который весь этот день собирался пойти, все же начался. Сначала мелкий, потом все сильнее и сильнее. Едем в куртках, хорошо, что попадаются мелкие тоннельчики, где можно отсидеться, когда дождь переходит в ливень. Но ехать все же надо - и мы едем под дождем. Впереди у нас грунтовый перевал Pass da Val Viola, высотой под 2500, с перепадом метров 700, сегодня на него мы уже не успеваем...

Узкая асфальтовая дорожка мимо ферм, небольшая ложбинка выше нее, если подняться, параллельно дороге еле заметная тропа, и - сухое место под елкой! (а дождь поливает уже часа полтора).
Уже вечер, решаем, что палатку ставим здесь.
Высота 1960м.


Не надо было задраиваться наглухо, палатка Coleman Ride (весом всего 980г) оказалась, как и написано в рекламе, весьма водостойкой, и весь конденсат скопился на потолке, т.е. под дождем мы не промокли, зато промокли изнутри - как говорится, хрен редьки не слаще.
Дождь прекратился только под утро, и площадка под елкой, а также трава и все кусты вокруг, естественно, тоже мокрые.  Погода с утра хорошая, решаем вещи просушить во время обеда,  а пока завтрак, сборы -  и в путь.
Асфальт скоро кончается, впереди краснеет rifugio Viola (горная хижина для туристов), направо развилка, и вроде бы подниматься надо направо. Поднялись и уперлись в ферму (с развилки ее не видно), дальше уходит тропа в другое ущелье, нам туда не надо, опять спускаемся по склону в сторону рифуджи, и сразу же за мостиком направо от дороги начинается почти незаметная сначала тропа на перевал. Тропа проезжая, но в некоторых местах колесо проскальзывает по сыпучим камням.
В 10 утра мы на Val Viola (2432м). Внизу открывается долина, ниже нас два озерка, одно зеленоватое, другое, ниже,  ярко-синее. Навстречу поднимаются (с велосипедами на плечах) два итальянца, говорят, ехать можно будет только после нижнего озера. А до него полкилометра сброса.
Тропа обходит справа горку, навстречу еще один велопешеход. Как все-таки важно ;-) выбрать правильное направление прохождения перевала (мы-то въехали! а спускаться намного легче, чем подниматься!).
Однако и спуск по тропе занимает часа полтора, рука постоянно на тормозе, велосипед в основном на заднем колесе, иначе трудно протащить его между камнями.
С облегчением выбираемся на грунтовку, в седло - и вниз. Грунтовка довольно крутая, и минут через 20 мы доезжаем до  асфальта.
Теперь только вниз и вниз - до высоты 400 метров, по-другому подъехать к началу подъема на Passo di Gavia не получается. Хотя, конечно, так низко спускаться нам совсем не хочется.

В городке Tirano поворот налево, в горку, по лесной дороге. Но все равно жарко. Михаилу совсем тяжко - он менее теплоустойчивый, чем я. Еще раз налево, и по националке на невысокий Passo Aprica (1181м), прямо на котором городок с одноименным названием, дорогу ремонтируют, пыль, жара - не задерживаясь, идем на спуск. Четвертый час, пора обедать (здесь, в Италии, так вообще сиеста - послеобеденный отдых, когда все замирает) - вылезаем на полянку над дорогой и раскидываем по кустам спальники, палатку и все, что промокло.

Спуск в Edolo (опять, блин, вниз!) и подъем вдоль речки к Ponte di Legno.
Вообще-то сегодня не просто воскресенье, а финальный день ЧМ по футболу, причем матч Италия-Франция!
И ночевка у нас запланирована не где-нибудь на горе, а поближе к телевизору. В Ponnte di Legno мы появились за полтора часа до матча, узнали, что выше по ущелью телевизоров не предвидится, и решили заночевать тут же, прямо напротив деревни, в ближайших кустах (кемпинга поблизости нет), а матч смотреть в каком-нибудь баре.
Похоже, вся Италия в этот вечер собралась у телевизоров. Докатили мимо нескольких подобных заведений до приглянувшегося нам бара, заказали для приличия по бокалу пива, и - все внимание на экран!
Как болеют за свою команду итальянцы - это надо описывать отдельно! и не здесь! Запомнилась девчушка лет 3-4, замотанная в итальянский флаг, которая со своим "бойфрендом" такого же возраста носилась по всему бару, но никто на нее внимания не обращал. Могли бы обрушиться соседние горы - тоже никто бы не обратил внимания  - Италия - играет - в финале!
Когда итальяны все же выиграли по пенальти (а французам, на наш непредубежденный взгляд, просто не повезло) хозяин бара накатил всем присутствующим по бокалу шампанского - за счет заведения.
За пиво, тем не менее, по паре евро он с нас слупил.



Стартовали на полчаса раньше, чем вчера - еще 8 утра не было.
Сегодня два асфальтовых перевала - одни из самых высоких в Альпах - и, если повезет, подъем до горнолыжной станции Pirovano (это выше 3000м, выше подъема на Sommeiller - высшей пока точки в Альпах, куда нам удалось заехать без пешкодрала). Посмотрим...

Дорога на Passo di Gavia обозначена на картах как опасная дорога. Реально это означает, что на серпантинах средней части подъема двум машинам разъехаться невозможно, полоса асфальта менее трех метров! Разъехаться можно только на повороте, поэтому автомобили заранее бибикают, чтобы как-то обозначить себя (серпантин поднимается по лесу). Хорошо, что машин пока очень мало - не более десятка на весь подъем.
Наверху встречаем поляков, тоже хорошо нагруженных (все необходимое везут с собой), идут они навстречу нам. На Стельвио они были вчера, мы же планируем на него въехать уже сегодня, правда,  Мишка гундит, что 3000 за день для него все же многовато. Откуда он знает? ни разу же не проезжал!
Одновременно с нами несколько мужиков пенсионного возраста поднялись на перевал из Бормио, загружаются в машину. Респект!
На стоянке несколько тарахтелок, к одной приторочен черно-желто-красный флаг (я был бы удивлен, если б флаг был какой-то другой).

После спуска в Бормио устроили послеобеденную микросиесту под черешней, всего минут на 40. Черешня, кстати, оказалась вкусной.

Подъем из Бормио на Passo dello Stelvio двухступенчатый - сначала пологий подъем вдоль речки, затем ступенька серпантинов примерно до 2300, затем пологая зеленая долина плавно загибается направо и в конце нее уже видны белые домики на перевале, к ним ведет еще одна ступенька серпантинов, в начале которой - совершенно халявный перевал, Pass Umbrail (между прочим, самый высокий асфальтовый перевал в Швейцарии, 2501м). А халявный - потому что подниматься к нему всего метров 20 от дороги на Стельвио. Кстати, на перевале находится самый высокий в Европе действующий погранпункт - вероятно, после того, как Швейцария вступит в Шенген, его ждет судьба всех бывших погранпереходов между европейскими странами.

Десяток петель серпантина - и мы на Стельвио. Отдышавнишь и зафотографировавшись на фоне всего, что там есть (а вывеску не нашли), решаем все-таки въехать на Pirovano. Не сразу обнаружили начало дороги туда, но первые метров 200 этой грунтовки оказались настолько крутыми, что переднее колесо постоянно отрывалось от земли. Прошли этот небольшой кусочек пешком - посмотреть,  что же  там  дальше.
А дальше дорога становится несколько положе. Вроде бы,  можно и ехать, но... во-первых, уже почти 8 вечера, туда-обратно ехать не меньше часа, а это значит. что сбрасывать километр высоты по крутому серпантину и искать непонятно где место для палатки будешь уже в темноте.  Во-вторых, "чистого" подъема, "в седле",  в этом случае все равно не получается - а "такой хоккей нам не нужен".  Был бы в запасе хотя бы час времени... без груза, я думаю, этот подъем проходится без пешкодрала - но времени нет!
И мы решили забить на это дело. Некоторая недосказанность... оставляет, тскыть, надежды...

Несколько кадров наверху, бутылочка "Il Pieri" на вечер (бар на перевале работает допоздна) - и вниз, искать место для стоянки.
Нашли довольно быстро. Высота 2000, внизу уже совершенно темное ущелье, на другом борту которого играют красками в лучах заходящего солнца снежные вершины почти четырехкилометровой высоты, с ледниками на плечах.



Продукты кончились.
И хорошо б заехать в супермаркет, чтобы пополнить запасы,  хорошо б найти в обед место на берегу озера или речки, чтоб искупаться - никаких подвигов на этот день мы не планировали. Предстоял длинный спуск вдоль речки и подъем в сторону Passo del Rombo - насколько получится подняться.
Супермаркет нашелся сразу же после спуска со Стельвио, а вот дорога SS38 оказалась с жутким трафиком, и всего по одной полосе в каждую сторону, ехать по такой - не сахар. Подъемы чередуются со спусками, обалденное количество поливалок по всей долине, брызгающих во все стороны на луга, сады и виноградники, да и на дорогу тоже.
Одуревшие от жары и грохота моторов (Мишка, не заметив поворота, на полном автопилоте пролетел пару километров по магистрали), к полудню въехали в Мерано (если кто-то помнит, когда-то в этом городке Корчной проиграл Карпову). Поплутав по улочкам, выбрались на дорогу в San Leonardo, которая полого поднимается среди яблоневых садов. Низко, всего полкилометра, а это значит - жарко.
Нырнули в тень под яблони (куда-то ехать нет ну совершенно никакого желания), где-то с полчаса отлеживались, потом у меня появилась мысль посмотреть все-таки в карту. Оказалось, что километров через несколько деревни (а значит, и сады) должны кончиться, и ехать будем совсем близко от речки.
Решили проехать эти несколько километров. Перед тем, как вылезти на дорогу, посмотрел на прибор - +34 в тени!
А вдоль речки шла грунтовая велодорожка, и по берегам росли кусты, и вода в речке оказалась чистой и прохладной - отдыхали до пяти вечера!
И после того, как отдохнули, успели до вечера доехать до высоты 1760, почти до верхней границы леса в этом ущелье.



Перевал Passo del Rombo (он же Timmelsjoch) - пограничный между Италией и Австрией. То ли по этой причине, то ли по какой еще, но в темное время суток он закрыт - причем закрывают его элементарно, закрыв ворота в одном из тоннелей (которых на подъеме не менее десятка). Поэтому вечером машин на перевале практически нет, и ехать - одно удовольствие.
С утра машины, конечно, появились,  но не так много. И пол-десятого утра, слегка размявшись на подъеме, мы уже въехали в Австрию. Лениво колышется австрийский флаг перед заколоченной пограничной будкой, вылезшие из автомобиля  пенсионеры щелкают фотоаппаратами возле перевальной вывески.
В самом начале спуска навстречу катит парень на лигераде - ноги выше головы, на заднем колесе две объемистые велосумки, видимо, едет далеко. Причем поднимается без заметного напряжения. Не знаю, каково на этом агрегате лавировать между булыжниками на грунтовом подъеме, но то, что он не опрокинется при этом через заднее колесо (т.к. центр тяжести расположен низко) - это точно!

А вот горные дороги в Австрии платные. И суммы за проезд взимают ощутимые - за небольшой кусочек горной дороги средней паршивости примерно как за 300 км прекрасного французского авторута! После перегородившего всю дорогу Mautstelle (справа оставлен узкий проезд для велосипедов, нам, слава богу, платить не надо), набрали сотню метров в сторону Обергургля и затем покатили вниз, в Зёльден.
Из Зёльдена (если едешь сверху, сразу же после таблички с названием надо поворачивать налево и вверх) поднимается к ледникам до высоты 2800 с лишним Otztaler Gletscherstrasse - самая высокая асфальтовая дорога в Альпах. Это радиалка, и мы собирались пройти ее налегке, оставив большую часть груза где-нибудь в кустах в начале подъема.
Но Михаил заявил, что асфальт, пусть даже высокогорный, его не привлекает, и что если он сейчас полезет на ледники, то завтра на Viderjoch он точно сдохнет, и поэтому он лучше полежит  в тенечке, пока я смотаюсь наверх (а Viderjoch проходить надо в любом случае, это не радиалка, и в кустах не отсидишься).
У меня настроение было не столь пессимистическое, поэтому, отстегнув большую часть груза, я покатил вверх. Поначалу, конечно, удовольствия было мало - крутые и длинные петли дороги, жарища, солнце светит почему-то в основном вдоль дороги, а не поперек,  поэтому тени нет, несмотря на то, что едешь по лесу. Но выше 2000 (после Mautstelle, дорога эта, понятно, тоже платная) стало положе,. прохладнее, живописней, впереди замаячил ледник - короче, ехать стало веселее. За два с небольшим часа набрав 1300м, я подъехал к тоннелю, который идет прямо под ледником Tiefenbachferner (ледник лежит на перевале Seiterjoch, на нем стоят подъемники, и в принципе можно даже летом кататься на лыжах.
Тоннель длинный, километра два, с небольшим подъемом, и на другом конце тоннеля находится отметка 2822м (это по карте, а на табличке высота обозначена еще на 7 метров выше). Несколько кадров, снова через тоннель, спуск до развилки и подъем до 2802м (парковка и вытекающий из-под ледника Rettenbachferner ручей) - это второе ответвление той же самой дороги.
Наполнил бутылку ледниковой водой - и вниз. Через 20 минут притормозил у кустов, в которых парился Михаил.

Теперь нам предстоит длинный спуск и подъем вдоль речки Инн в сторону Ишгля. До какого места сегодня доедем, пока непонятно.

Перекусили на лужайке прямо у супермаркета, переждали (на автобусной остановке) ливень, который двигался нам настречу (что интересно, в пяти километрах ниже дорога совершенно сухая), и еще пара часов пилежки по равнине до поворота на дорогу 188.
По другому берегу речки проходит тропинка - прекрасно, здесь и заночуем.

Поставили чуть выше тропинки палатку, и Мишка решил проверить сообщения на мобильнике (пока мы ехали, у него что-то звонило из заднего кармана). Оказывается, звонило не зря - у Андрея родился сын!

Надо сказать, что мы собирались в эти края давно, еще в прошлом году, и собирались втроем, но у Андрея получилась такая вот "накладка".  Повод для неучастия - более чем весомый!!!
Отправили проздравительную смс-ку.

По тропинке пробежали туда-сюда пара спортсменов, внимания на нас они не обращали.



Все-таки прохладно в этой Австрии... явно не Италия - высота меньше километра, а с утра всего лишь +11.
До Ишгля километров 25 и 500 метров подъема, и часа через полтора  мы уже изучаем план деревни (висит у самой дороги)
Закоулками пробрались к началу подъема вдоль речки Fimbabach (впрочем, он виден издалека, и если въезжать в Ишгль снизу, нужно придерживаться указателя "Polizei"). Асфальт, надо сказать, крутенький, пришлось переключиться на третью ведущую. Но зато крутить не очень далеко. У небольшой часовенки (высота 1700) сворачиваем  налево, и вдоль подъемника, опять же по асфальту продолжаем подниматься.
Навстречу мужик на шоссейнике. Приветствуем друг друга, сначала по-немецки, потом пара слов на английском, неожиданно переходим на русский - оказывается, поляк! Сообщил, что через пару километров асфальт заканчивается, и он на своем шоссейнике дальше не поехал.
Кстати, почему-то в этой части Австрии на каждом углу висят польские флаги. Самые натуральные - сверху белый цвет, снизу красный. В чем фишка, мы так и не поняли...
Асфальт закончился в том месте (высота 2300), где веером расходятся к ближайшим перевалам линии подъемников. Второй, если считать справа, подъемник (креселка) ведет на Viderjoch - нам туда. Сверяемся с картой (200-метровка, настриженная с сайта www.bev.gv.at - не врущая, надо сказать, карта) и смотрим, по какой грунтовке нам подниматься. А грунтовка повторяет все изгибы рельефа, не особо заботясь об уклонах. Иногда встречаются крутяки, которые пройти очень даже непросто - например, перед громадной скалой красноватого цвета, после которой дорога поворачиват налево, к вершине перевала.
Лирическое отступление о центре тяжести и предельных углах подъема. Речь не идет об асфальтовых дорогах, где уклоны, как правило, выдерживаются. Нечасто можно встретить на асфальте уклон больше 15%, а больше 20% - вообще редкость. Но есть в Альпах категория очень интересных дорожек - это грунтовки, ведущие к верхним станциям горнолыжных подъемников. Серпантинят они лишь по необходимости, зато уклоны на этих дорожках близки к пределу для внедорожников (которые, собственно, по ним и ездят). Эти грунтовки часто забираются под отметку 3000м, выше которой дорог в Альпах практически нет.
Так вот, центр тяжести груженого велосипеда заметно смещен к заднему колесу, и при больших уклонах на подъеме переднее колесо почти зависает в воздухе, т.е. получается по существу балансировка на заднем колесе - и почти никакой управляемости! Перенос веса на переднее колесо не спасает,  поскольку при этом заднее начинает проскальзывать, отбрасывая мелкие камни. Пока что я нашел такой выход из данной ситуации - нужно максимально низко (грудь почти касается руля) опустить корпус (понижая тем самым центр тяжести), но при этом сохраняя нагрузку на заднее колесо - тогда еще как-то можно ехать. Вот если бы  можно было каким-то образом понизить центр тяжести еще более радикально - можно было б еще на пару градусов повысить предельный угол подъема. Запас по усилию есть.
Некоторые крутые участки "на одном дыхании", без остановок, не проходятся - останавливаешься посреди крутяка, ждешь, пока частота дыхания приходит в норму, и стартуешь поперек дороги (вдоль - не получится, проверено!). Пока можно ехать, пусть даже с трудом - идти не хочется. Вроде как поход велосипедный...
Под аплодисменты пешеходов (а подъемники работают, и с австрийской, и со швейцарской стороны) заползаем на перевал. Направо уходит грунтовка, затем тропа по гребню (несколько километров на высотах 2600-2800 до перевала Zeblasjoch) - но мы ее пройти уже не успеваем.
Спуск вдоль креселки (а уклон здесь, пожалуй, покруче, чем из Ишгля), обед у ручья среди цветов и разнотравья, еще километр сброса и выезд на асфальт в деревне Compatsch.

Самая восточная в Швейцарии дорога круто спускается в долину речки Инн, через несколько узеньких, кривых и неосвещенных тоннельчиков. Капли дождя щелкают по асфальту, но это длится недолго, в долине Инна дождя уже нет.
Отсюда до машины 70 километров нудного подъема вдоль речки, без перевалов и прочих прелестей. Горы, конечно, по бортам долины впечатляют - несколько красивейших трехтысячников друг за другом.
Но, тем не менее, пилить еще часа четыре большого смысла нет, и на первой же ж/д станции (Scuol) Михаил садится в поезд и едет в St-Moritz за машиной.


Краткие итоги. После этого похода в Альпах осталась только одна асфальтовая дорога выше 2400м, на которой мы не побывали - Kaunertaler Gletscherstrasse (2750м). Это та самая радиалка, которую мы исключили из маршрута еще до похода...
Непройденных грунтовок, слава богу, еще достаточно.


Карта и высотный профиль маршрута
Крупномасштабные карты (грунтовки и горные тропы)
Метры-километры
Текст М.Кирсанова
Фотоальбом