О Т Ч Ё Т

 

о велосипедном туристическом походе

четвёртой категории сложности

по Северному и Внутреннему Тянь-Шаню,

совершённому

с 5 по 16 августа 2008 года.

 

Руководитель: Ямангулов И.Я.
г. Екатеринбург, Yamangulov_Igor@mail.ru

 

Карты маршрута

Схема маршрута


Пер. Кегеты



Пер. Тосор




Справочные сведения о походе

Маршрут:

Бишкек – долина р.Кегеты – пер.Кёгёты,1А, 3805m (КТ-5) – долина р.Вост.Каракол – пер.Каракол, 3482m (КТ-3) – долина р. Зап.Каракол – долина р.Кёкёмерен – Арал – Чаек – пер.Чиль-Бель, 3252m (КТ-4) – оз.Сонг-Кёль – пер.Терскей-Торпок ("32 попугая"), 3133m – пер.Джомбулак, 3013m – шоссе Балыкчи-Нарын – Нарын – долина р.Малый Нарын – горячие источники Джийлу-Су – пер.Тосор, 3893m (КТ-4) – оз.Иссык-Куль – Балыкчи – Бишкек.

Категория сложности: четвёртая

Протяжённость: 666 км

Продолжительность: 12 дней, в т.ч. 10 ходовых

Заключение по заявленным материалам дано Свердловской областной и зональной туристско-спортивной МКК Шифр 166-00-56665555

Фотоальбом похода


Список участников:

Фамилия,

имя, отчество

Год рождения

Домашний адрес

Велотуристский

опыт

Обязанности

в группе

1

Ямангулов Игорь Янузакович

1960

г.Екатеринбург,

ул.Волгоградская,

д.196, кв.18;

д.т.: 233-54-69

4р, Вост.Тянь-Шань

5у, Большой Кавказ

руководитель

казначей

врач

2

Солодушкин Святослав Игоревич

1983

г.Екатеринбург

ул.Сурикова, д.40,

кв.117; т.:2661961

2у, Западная Турция

2у, Средний Урал

1р, Средний Урал

завхоз

3

Ситников

Леонид Валерьевич

1980

г.Екатеринбург,

ул.Сыромолотова,

д.21, кв.96;

8(922)6137949

ПВД с эл.2 кат.сл. у

Средний Урал

фотограф,

навигатор

4

Негодаев Михаил Андреевич

1985

г.Екатеринбург,

8(922)2258458

Iр, Крым

консультант по МТВ

5

Дементьев Иван Валентинович

1974

г.Екатеринбург,

ул.Белинского,

д.147, кв.66;

т.: 8(912)2400186

1у, Крым

механик

6

Александров Евгений Николаевич

1984

г.Екатеринбург,

ул.,Стачек,

д.49, кв.59;

т.: 8(909)6357335

1у, Крым

гурман


Замысел, цели и задачи похода

Никто из участников группы ни в высокогорье, ни в Центральной Азии прежде не был. Посетить Небесные горы и приоткрыть для себя эту природную страну – пожалуй, в этом и состоял главный интерес участников. А велосипед и туристский поход – всего лишь средство для его достижения.

Приобрети опыт спортивного прохождения сложного веломаршрута в горной местности – напрямую такой задачи перед собой абсолютное большинство участников не ставило. Вместе с тем руководитель группы полагал необходимым предоставить им возможность такой опыт приобрести. Поэтому изначально допускалось, что при достаточной подготовке группы, при уверенном (быстром и с хорошим запасом сил) прохождении основного определяющего препятствия – пер.Кегеты, и при прочих благоприятных условиях, участникам будет предложено нарастить маршрут одним (двумя) фрагментами, чтобы посетить заслуживающие того районы Внутреннего Тянь-Шаня. Впоследствии так и произошло, и группа прошла по запасному варианту, более насыщенному велосипедными препятствиями, чем основной.


Прочая информация общего характера

Въезд в Киргизию для россиян возможен по общегражданскому паспорту. Для иностранцев нахождение в стране сроком до 3 месяцев не требует их регистрации по месту пребывания. В качестве документа, подтверждающего дату въезда в страну, желательно сохранять проездной документ (авиа или ж.д.билет).

На территории соседнего Казахстана без регистрации можно находиться до 5 суток. Срок более чем достаточный чтобы, например, из Алма-Аты через Терскей-Алатау перейти в Киргизию.

Валюта Киргизии – сом. В августе 2008 на 1 рубль давали 1,4-1,45 сома. В Бишкеке поменять рубли можно на вокзале (к поездам из России, прибывающим ночью, открывается обменный пункт) или в городе (на центральных улицах очень много пунктов обмена). Рубли в оплату за товар или услуги киргизы принимают неохотно, предпочитая получать в сомах. В Нарыне курс рубля ниже, чем в столице, и очень низкий курс USD (3,3 сома / $1), тут их почти нигде не берут и принимают лишь $100 банкноты.

Продукты в магазинах по маршруту оказались в целом, если и дешевле российских, то не намного (дёшевы фрукты, овощи, бахчевые). В Бишкеке есть довольно крупные продуктовые магазины, работающие круглосуточно. Много общепита и частных гостиниц, в т.ч. известная среди велотуристов и в большей мере ориентированная на состоятельных персон "Тянь-Шань – Трэвэл", ул.Советская, д.309, т.996 (312) 27-14-65, Сергей, Елена.

Экономные варианты ночлега в Бишкеке – в Ботаническом саду, в своих палатках или в интернате для глухонемых детей, в комнатах на 6 и более человек. Условия: 100 сом/чел/сут, кровать+матрац, туалет и вода во дворе, душ с горячей водой – за отдельную плату. Размещает туристов и принимает деньги сторож, мягкий торг результативен. Интернат расположен по ул.Кулатовад.,37. От вокзала к нему необходимо перейти через ж.д. пути по пешеходному мосту либо объехать их через ж.д.переезд, расположенный западнее вокзала.

Киргизия с Уралом в одном часовом поясе. На вокзале в Бишкеке время московское. В западном направлении ежедневно отправляются пригородные поезда: в 04.42 в Балыкчи (Рыбачье), 70 сом/чел. и в 15.25 в Токмак. Обратные рейсы выходят в 14.45 из Балыкчи и в 05.05 со станции Токмак.

Прибытие поезда №306 Свердловск – Бишкек-2 на конечную станцию в 21.32, отправление №305 на Свердловск по вторникам, четвергам, субботам, в 11.22. Казахские таксисты из Чу предлагают пассажирам поезда, следующим до Бишкека, сойти на их станции, чтобы по короткой дороге через горы за полтора-два часа доехать к месту назначения на такси. Тариф 250 сом/чел. К слову, предыдущая группа уральских велотуристов, желая таким образом приехать в Бишкек засветло, стала жертвой вымогательств денег со стороны казахских милиционеров вокзале в Чу, инспекторов дорожного движения – на постах ГАИ и пограничников – на переходе из Казахстана в Киргизию.

Абсолютное большинство киргизов владеет русским, к отдыхающим из России относится доброжелательно. В районах, активно посещаемых туристами, в отношении к ним со стороны местных жителей порой чувствуется коммерческая заинтересованность – стремление за плату напоить кумысом, накормить, устроить в юрте на ночлег, покатать на лошадях и т.д. Мелкий бизнес в сфере приключенческого туризма (конные туры, треккинг) в значительной мере ориентирован на западных туристов.

Консульский отдел республики Кыргызстан в Екатеринбурге расположен по ул.Большакова,105.


Организация похода

Район для проведения путешествия был выбран по причине его хорошей транспортной доступности, широких возможностей для формирования нужных вариантов маршрута и отсутствия режимных территорий.

Логика построения маршрута была следующей:

1) Основные определяющие препятствия должны располагаться в Северном Тянь-Шане, т.е. в той части "Небесных гор", которая наиболее доступна при подъезде/выезде железнодорожным транспортом.

Это позволяло в случае необходимости сократить (и даже полностью исключить) маршрут по Внутреннему Тянь-Шаню, сохранив при этом набор препятствий, определяющих заявленную категорию сложности. Например, пройти по "облегченному" варианту – строго в широтном направлении, вдоль Северного Тянь-Шаня, без посещения Внутреннего: Бишкек – пер.Кегеты – р.Вост.Каракол – пер.Джалпак-Бель – пер.Тосор – оз.Иссык-Куль.

2) Основные определяющие препятствия должны быть преодолены: пер. Кегеты – с севера, а

пер.Тосор – с юга, т.е. подходами, наиболее рациональными с позиции велотуризма;

3) В промежутке между Кегеты и Тосор – знакомство с отдельными районами Внутренного Тянь-Шаня (долины Кёкёмерена, Нарына, оз.Сонг-Кёль);

4) Финиш – на побережье оз.Иссык-Куль.

Поход проходил в рамках выездной школы велотуристкой подготовки (специализированный уровень, учебно-тренировочные походы – III и IV кат.сл.). Все группы, выезжающие на эти сборы, брали билеты сообща, в оба конца и с групповой 20% скидкой от тарифа.

Чтобы приобрести ж.д. билеты с групповой 20% (30%) скидкой необходимо, чтобы численность группы была не менее 10 (25) человек, а поездка совершалась в международном сообщении и на расстояние не менее 2000 км (включая пересадки). На скидку по этим основаниям группа имеет право независимо ни от возраста её участников, ни от сезона. (на внутренних российских линиях групповые скидки предоставляются только школьникам и только в определённые периоды).

Сложностей с пересечением границ государств не было.

Продукты на первые 4-5 дней маршрута были взяты из Екатеринбурга. Рубли поменяли на сомы в Бишкеке, затем – в Нарыне. Ночевали и готовили пищу в основном в полевых условиях – в палатках, на кострах и примусах.

По прибытию в Бишкек, не дожидаясь утра, выехали на Ивановку, чтобы пройти этот участок иссык-кульской трассы в часы, когда по ней почти нет движения автотранспорта.

Первые два дня похода показали, что группа достаточно хорошо подготовлена, чтобы успешно пройти по запасному, более насыщенному варианту маршрута. На такое предложение дали согласие все участники группы.

Основной вариант маршрут был: Бишкек – пер.Кёгёты – р.Вост.Каракол – Кочкорка– пер.Долон,3030m – Нарын – Малый Нарын – источники Джийлу-Су – пер.Тосор – оз.Иссык-Куль – Балыкчи – Бишкек. (770 км, 12 дней, включая 1 днёвку)

Заменили два фрагмента основного маршрута:

1) вниз вдоль течения р.Вост.Каракол (от устья р.Южная Кегеты) и далее по долине р.Кочкор до выхода на шоссе А-365 (Балыкчи–Нарын). Вместо этого мы прошли по более интересной дуге: вверх по долине р.Вост.Каракол – пер.Каракол,3482m (КТ-3) – р.Зап.Каракол – р.Кекемерен – Чаек.

2) шоссе А-365: от пос.Кочкорка через пер.Долон,3030m (КТ-3) до пос. Оттук. Фрагмент малоинтересный, насыщен отработанными газами большегрузного автотранспорта. Этот участок мы заменили посещением высокогорного озера Сонг-Кёль, пройдя так: долина р.Джумгал – пер.Чиль-Бель,3252m (КТ-4) – оз.Сонг-Кёль – пер.Терскей-Торпок,3133m – пер.Джомбулак, 3013m – шоссе А-365 (южнее пер.Долон) – Оттук.

Кроме того, два участка были преодолены с использованием автомобильного и ж.д. транспорта:

= Нарын – Малый Нарын – источники Джилу-Су. Из-за ограниченности во времени и желания группы подольше пробыть на побережье Иссык-Куля мы проехали этот участок маршрута на арендованном микроавтобусе.

= Балыкчи – Бишкек. Этот отрезок пути мы проехали в поезде, поскольку автомобильное движение по Боомскому ущелью слишком напряжённое, а далее по Чуйской равнине шоссе на Бишкек мало привлекательно, к тому же этот участок иссык-кульской трассы отчасти уже был пройден нами в самом начале похода.

В результате – общая продолжительность похода осталась неизменной, увеличилось количество определяющих препятствий, немного сократилось протяжённость маршрута и количество ходовых дней.

При подготовке к походу и на маршруте использовались карты Генштаба МО СССР в масштабе 1:200.000 и 1:500.000, качество и степень разрешения которых оказались для нас вполне достаточными.

Сонг-Кёльский и Нарынский государственные охотничьи заказники и Иссык-кульский заповедник мы проехали, не вызвав интереса со стороны их служителей.

Бюджет похода составил ~5600руб/чел.

 

График движения на маршруте

День

Дата

Участок маршрута

(дневной переход)

Езда

Путь,

км

Характер пути,

естественные препятствия

Метеоусловия

1

05.08

Бишкек – Иванолвка – турбаза "Тамерлан"

вело

73,4

Асфальт по равнине, подъём по долине реки – каменистая грунтовка, каменистая горная дорога, конная тропа; броды

Солнечно, втер верх по долине; t = 31оС

2

06.08

Турбаза "Тамерлан" – цирк под перевалом Кегеты, h ~3500m

вело

20

Подъём на перевал– каменистая горная дорога, конная тропа; подъём по долине – каменистая грунтовка

Солнечно; днём

t = 25оС, к ночи t = 7оС

3

07.08

Цирк под перевалом Кегеты – пер.Кегеты – долина р.Вост.Каракол

вело

24

Подъём на перевал и спуск – каменистая горная дорога, каменистая грунтовка; броды; слабопересечённая местность

Солнечно, высокая облачность, t = 24оС

4

08.08

Долина р.Вост.Каракол – пер.Каракол – долина р.Зап.Каракол

вело

90,6

Подъём на перевал и спуск – каменистая горная дорога, каменистая грунтовка; слабопересечённая местность

Солнечно, высокая облачность, t = 22оС

5

09.08

Долина р.Кёкёмерен – долина р.Джумгал

вело

106,5

Каменистая грунтовка; гравийная дорога; асфальт –разбитые. Небольшой перевал через горный кряж

Солнечно; с утра

t = 6оС, днём t = 36оС

6

10.08

Долина р.Джумгал – пер.Чиль-Бель – оз.Сонг-Кёль

вело

33,8

Подъём на перевал каменистая горная дорога, каменистая грунтовка

Солнечно; с утра

t = 20оС, днём t = 36оС

7

11.08

оз.Сонг-Кёль – (полуднёвка) – пер.Оцеки – р.Сонг-Кёль

вело

49,1

Каменистая грунтовка; каменистая горная дорога, подъём на перевал и спуск.

Переменная облачность, t = 26оС,

в отдалении дожди

8

12.08

р.Сонг-Кёль – пер.Джомбулак – Нарын

вело

78,3

Каменистая грунтовка; каменистая горная дорога, подъём на перевал и спуск. Асфальт, пересечённая местность.

Облачно с прояснениями, t = 18оС, временами дождь

9

13.08

Нарын – источники Джийл-Су

авто

(130)

-----

Солнечно.

10

14.08

Источники Джийл-Су – пер.Тосор –оз.Иссык-Куль

вело

70,9

Каменистая грунтовка; каменистая горная дорога, подъём на перевал и спуск.

Солнечно, высокая облачность

11

15.08

оз.Иссык-Куль – Балыкчи

вело

120

Асфальт по равнине, небольшой перевал через горный кряж

Солнечно

Балыкчи – Бишкек

ж.д.

 

----

12

16.08

Бишкек (полуднёвка)

--

--

----

Солнечно

Итого на велосипеде 666 км

 


Техническое описание маршрута

d = пробег текущего дня (km);

D = пробег с начала маршрута (km);

h = высота над уровнем моря (m),

курсивом даны показатель с барометрического альтиметра;

t = температура воздуха в тени (оС);

Т = текущее время (часы. минуты)

Бишкек – пер.Кегеты – Вост.Каракол

День первый, 5 августа

На вокзале в Бишкеке купили 3000 сом и направились к шоссе № 365, на Ивановку. При желании можно начать маршрут со ст.Ивановка – в 06.42 местного времени на Балыкчи идёт пассажирский дизельэлектровоз, но у нас к походу всё готово и нет причин ждать утра, чтобы проехать эти 40 км на поезде.

Группы Смоленцева и Феоктистова остаются в Бишкеке. Первый не решился вести свою группу в ночь, кроме того – хочет закупить продукты в столице, а второму также надо докупить продуктов и главное – оформлять пропуск в погранзону.

По ул.Дзержинского до Советской, а по ней влево до проспекта Джабек-Джулу, там поворот направо и далее прямо – на выход из города. Немного заполночь, тепло, на улицах ещё людно. По главным улицам – клубы, кафе, магазины, работающие в ночное время. Стационарный пост ГАИ, рядом колонка с артезианской водой. Звёздное небо.

Машин по ночной трассе на Балыкчи почти нет, посёлки безлюдны. Качество асфальта неплохое, встречные полосы не разделены, равнина. Вдоль дороги развалы бахчевых, лотки с фруктами и овощами, рядом дремлют сторожа. На въезде в Красную речку – придорожный рынок, торговые палатки освещены, можно купить сельхозпродукты и какую-то здесь же приготовленную снедь.

В центре Ивановки, оставляя по правую руку большой продуктовый магазин местной торговой сети, сворачивать с шоссе №365 вправо – на второстепенную асфальтовую дорогу, ведущую через ж.д. станцию Ивановка и к посёлкам Советское, Кегеты. Под утро становится прохладней. Неожиданно лопнул обод заднего колеса у Дементьева Ивана. Решено отправить его в сопровождении Михаила, без груза, с велосипедами, проходящим поездом из Ивановки в Бишкек, чтобы там устранить неисправность колеса и к вечеру догнать нас в долине р.Кегеты. На рассвете дизельэлектровоз Токмак-Бишкек повёз ребят обратно в столицу (билеты в кассе станции или в вагоне, 17 сом/чел). Мы вчетвером с шестью рюкзаками продолжаем путь к розовеющим предгорьям Киргизского хребта. Подъём пока почти незаметен. Вдоль дороги арыки и ряды тополей, в полях – капуста и жнивьё. Изумившись нашей невероятно большой поклаже, водитель попутного грузовика останавливается и берёт нас на борт. Огибаем Ак-Сай слева и движемся вдоль линии гор. Советское (есть почта) проходим по главной улице, в полях за селом на Т-образном перекрёстке высаживаемся. Отсюда покидаем Чуйскую долину – уходим направо, по асфальтовой второстепенной дороге, в направлении гор, к пос.Бириккен, лагерю "Эдельвейс". Прямо по курсу, в главном водоразделе заметна вершина 4308m с белым пятном ледника, чуть западнее которого находится наш перевал, скрытый пока за отрогом хребта. Плавно набирая высоту, дорога вливается в долину Кегеты. В Бириккене купили 2 л молока (на 20 сом). h=1250m, Т=7.50; выше посёлка, в зелёной зоне под дамбой левого берега реки устроили завтрак на костре и тихий час.

Едем по террасе сравнительно широкой долины. Травянистые покатые склоны по обоим берегам, скальные выходы, корпуса ферм, кошары. Несколько пасек, но мёд дорогой. Пологий спуск к посёлку, расположенному на входе р.Кегеты из ущелья. Здесь заканчивается асфальт. Шлагбаум, далее за ним развилка – влево и вниз к мосту уходит накатанная дорога. Там по правому берегу два лагеря отдыха. По левому, на выходе из посёлка ещё один – "Эдельвейс" (Управления делами президента, возможно проживание – 150 сом/сут/чел, питание). Будочник советует нам и далее ехать левым берегом, через посёлок – не теряя высоты, выше обе дороги сойдутся.

h=1529m, Т=12.40. Дозвонились до Миши и Ивана, специально поднявшись для этого по травянистому склону метров 100 над лагерем. Они уже выехали из Бишкека. Назначаем им новое место для встречи. Вверх по реке у директора лагеря "Эдельвейс" в аренде уютный участок ущелья Кегеты, где он расположил свою турбазу "Тамерлан". Там сегодня и будем ждать наших ребят.

За посёлком дорога выходит к берегу реки, ещё один мост, продолжаем ехать по левому.

h=1655m, d=66,5km, t=31oC, ясно, ветер вверх по долине. Долина заметно сузилась. По склонам заросли кустарника, лесистые участки лиственных и хвойных пород. По каменистой грунтовке вдоль правого берега, уступами набираем высоту.

h=1770m/1820, d=70,2km., Т=16.30. Просторная зелёная поляна и левый приток, бегущий из короткого скалистого ущелья, украшенного симпатичным водопадом. Заросли спелой жимолости. Мостик на правый берег к двум юртам: в одной – семья егеря охотхозяйства "Кегеты", другая – для отдыхающих. В меню: чай из самовара, кумыс, шурпа, лагман и т.д. Хозяин налаживает снасть на форель. Короткий отдых и осмотр водопада. Немного выше по Кегеты можно видеть ещё один водопадный приток.

h=1898/1972m, d=72km, Т=17.30. Дорога по мосту переходит на правый берег, после чего пара витков серпантина по старой осыпи – подъём на очередной уступ, по завершении которого дорога по мосту снова возвращается на левый берег. Время 17.30, ущелье уходит в тень. Навстречу спускается джип с хозяином турбазы. Выйдя из ещё одного подъёма, попадаем в локальное расширение речной долины в излучине Кегеты. Тут даже есть большая и вполне ровная поляна, вплотную прижатая к поросшим хвойным лесом крутым склонам правого берега. Вверх по течению реки поляна переходит в травянистый косогор, где расположились маленькие домики для отдыхающих, беседки, хозпостройки турбазы. Дорога уходит к ним на правый берег через мост, но ворота на мосту закрыты на замок. Проходим через открытую пешеходную калитку. Получаем разрешение поставить палатки на поляне, пообещав готовить только на примусе. Вода родниковая, летний водопровод – в домики и на орошение травянистого склона. При необходимости можно расположиться "в номерах", заказать обед в столовой, помыться в бане, совершить конные прогулки.

h=2047m, d=73,4km (без учёта ~12км в грузовике), Т=18.30. База "Тамерлан" располагается выше Бишкека ~ на 1300м. Даже на гружёном велосипеде вся дорога от Чуйской долины до турбазы проходится в седле. К слову, почти весь день сегодня в помощь нам был попутный ветер. К ужину группа воссоединилась.


День второй, 6 августа

В 6 утра рассветает. Выход в 8.25, сразу в гору. Вскоре уклон на подъёме уменьшился, долина реки стала шире. Через полкилометра от ночёвки – мост (как и предыдущий – со шлагбаумом), по нему возвращаемся на левый берег. Дорога каменистая, местами с включениями крупного галечника, но вполне пригодна для велосипеда. Встречаются места для стоянки. Ещё через полтора км мост через крупный левый приток Кегеты, р.Ат-Джайлоо.

d=3,7km; D=76,9km; h=2213/2207m; Т=9.00. В устье притока лагерь – пара летних домиков для отдыхающих, вверх вдоль реки уходит дорога/тропа к водопаду.

По правому берегу Кегеты видна полка с проложенной по ней дорогой. Моста туда нет, но брод (при слиянии с Ат-Джайлоо) возможен. От стрелки вдоль левого берега р.Кегеты пошла каменистая конная тропа, по которой через полкилометра упираемся в прижим. Здесь первый брод – через две протоки шириной 3м и 1м. d=4,1km; D=77,5km; h=2256m/2311m; t=23оС; Т=9.30.

Глубина русла до полуметра, но течение и напор воды достаточно сильны – велосипеды и груз переносим (фото). Здесь вода намного прозрачней, чем после слияния с Ат-Джайлоо. Впрочем, ни ту, ни другую пить не кипячёной не следует.

d=5,3km; D=78,7km; h=2420m; t=23оС; Т=10.40. 3арастающая травой каменистая профилированная горная дорога, идущая в верховья Кегеты, вполне пригодна для подъёма по ней на гружёном велосипеде. Отдельные её непротяжённые участки стёрты каменными осыпями. В таких местах дорогу продолжает хорошо набитая конная тропа, порой требующая проводки велосипеда (без снятия с него груза). Далее – в местах, где дорога серпантином взбирается на очередной уступ, та же конная тропа спрямляет путь, подрезая петли серпантина. Для спуска на велосипеде такие "вставки" здесь, пожалуй, пригодны (и по уклону, и по состоянию тропы), но подъём по ним требует проводки велосипеда. Участки тропы спускаются в пойму реки (плотный песчаный грунт, галечник), но и там вполне можно ехать на велосипеде.

d=5,6km; D=79,0km; h=2475; t=25оС, Т=11.20. Второй брод: три протоки шириной по 2-3м, глубина до 0,4 метра и напор воды меньше, чем на первом.

Крутой подъём по левому берегу до выхода из ущелья. По ходу родник справа у дороги (d=6,6km; D=80,0km, h=2490m, T=11.40).

На небольшой террасе правого берега – кошара, пара юрт. Тропа спускается к реке и по широкой пойме (крупный галечник) ведёт к третьему броду (d=7,3km D=80,6km, h=2540m, T=12.40). Глубина не более 0,4м, ширина до 6м, течение сильное – велосипеды и груз переносили. Чуть выше – останки железобетонного моста с перилами, рухнувшего, очевидно, под напором селя (h=2585m, T=13.30). Протяжённый участок правого берега являет собой конус большого оползня. Несколько лет назад по долине правого притока Кегеты здесь сошёл поток каменной каши, похоронив под собой автомобильную дорогу. Теперь поверх конуса идёт хорошо набитая скотопрогонная тропа, тем не менее, велосипеды тут пришлось проводить. По пути миновали русло правого притока, по железобетонному мосту, который устоял под натиском селя благодаря своей монолитной структуре.

После оползня тропа переходит в дорогу, долина снова сужается. Участок серпантина, местами изъеденного каменными осыпями. Дорога уступами набирает высоту. Кустарниковая зона, вслед за границей леса, остаётся позади нас. По травянистым склонам кое-где видны небольшие отары. В скальных выходах левого берега – две ступени водопадного притока (h=2818m, T=14.30). Далее слияние истоков р.Кегеты. Прямо по курсу – р.Ашуу-Тёр, каскадами сбегает к стрелке, а справа под острым углом – р.Сары-Булак, катит воды по узкой, короткой и крутой долине, увенчанной ледниками. Кстати, эти же ледники питают и Ат-Джайло, бегущую за отрогом параллельно и чуть севернее.

Выше слияния рек (D=83,7km; h=2853/2840m; Т=14.50) дорога опять пошла нарезать петли серпантина по высокому правому берегу Кегеты. На обед спускаемся метров на 20 от дороги, к небольшой травянистой террасе над рекой. За валунами укрываемся от ветра – сегодня опять дует вверх по долине. На другом краю поляны палатка чабана, он предлагает заночевать по соседству с ним. Однако, пообедав и немного отдохнув, возвращаемся на дорогу (D=85,4km; h=2943m/2950m; T=17.00; облачно).

Слева по ходу раскрылась боковая долина – широкая и с крутым падением, без видимого речного русла, заполненная наплывами оползней и обрамлённая поверху гребнем с тремя пирамидальными четырёхтысячниками. Один из её оползней накрыл собой значительную часть верхнего витка серпантина по правому борту долины Кегеты. Набитая тропа траверсом пересекает застарелый, зарастающий травой вынос горной породы (местами можно даже ехать) и снова выходит на дорогу. Есть альтернативный вариант прохождения – нижней тропой спуститься по склону вдоль правого (северного) края оползня, обогнуть его снизу и затем подняться на дорогу.

Долина Ашу-Тёр расширяется, приобретая очертания горного цирка. Её южный контур (центральный сектор) образует вогнутая дуга главного водораздела Киргизского хребта, с господствующим пиком 4119m и прилегающим к нему ледником. Боковые контуры выполнены отрогами хребта (западный и восточный секторы). В правом, юго-западном углу уже показался перевал Кегеты и извилистый путь к его седловине.

По дуге дорога с правого борта долины переходит в цирк с истоками Ашуу-Тёр. На h=3177m по камням переходим ручей (шириной до 2м, глубина 0,3м), бегущий из-под ледника вершины 4119m. Несколько размашистых петель серпантина, дорога поднимается на одну из морен. Дорожное полотно – профилированная горная дорога, участками – горная дорога со значительными неровностями. В целом, и уклон, и состояние проезжей части вполне приемлемы, чтобы двигаться вверх на гружёном велосипеде.

Всё ещё видны норы сурков, порой слышим их свист. Растительность чахлая, трава лишь слегка зеленит каменистые склоны; впрочем, на увлажнённых участках ещё встречаются обширные поляны. Ручьи с ледниковой водой здесь в основном сочатся сквозь толщу морен, лишь иногда, небольшими фрагментами появляясь на поверхности. Сухими оказываются почти все пересекающие дорогу русла. Как подарок – на d=19km (D=92,4; h=3400m) в излучине левого поворота дороги небольшое озерко и поляна в устье впадающего в него ручья. Более подходящего места для стоянки выше нет. Но мы набрали ещё порядка ста метров и встали слева под дорогой, на отлогом травяном склоне с едва пробивающимся по его поверхности ручейком (дебет маловат).

По прогретому за день склону пика 4119m с грохотом проносятся камнепады. Язык его ледника сравнительно недалеко от нас. Вроде бы, рукой подать, но путь к нему каменист и изрезан моренами. Внизу видна Чуйская долина и едва угадывается пос. Бириккен.

d=20,0km; D=93,4km; h=3540 /3501m; t=7оС на Т=22.00.


День третий, 7 августа

"Канонада" со стороны ледника была слышна даже ночью. С утра – высокая перистая облачность и те же 7оС. Выход в 8.30.

Витками серпантина, по наплывам морен продолжаем набирать высоту. Менее чем через км дорога направилась на крутой правый склон и быстро вышла на уровень 3700м (на верхнем витке по правому склону, D=96km).

Со вчерашнего утра параллельно с нами идёт с полдюжины коров, кобыл с жеребятами и столько же мелкого скота. Животных ведёт в долину Каракола пара верховых чабанов из Канта. Сегодня они опять обошли нас и первыми взяли перевал.

На следующем участке – протяжённый траверс – дорога по всей ширине засыпана камнями (фото), а с выходом на осыпную часть склона (под седлом Кегеты) дорога превращается в скотопрогонную тропу. Впрочем, ехать и здесь удаётся – осторожно, по краю обрыва, лавируя между камней. Но на витке серпантина, завершающем подъём на перевал, уклон резко возрастает, и взять его в седле гружёного велосипеда уже никому из нас не удаётся (фото).

Перевал Кегеты; d=3,3km; D=96,7km; h=3860/3784m; t=24оС; Т=09.50. Ветер из долины р.Юж.Кегеты. Тур на склоне чуть западнее седла, прошлогодняя записка киевских горников.

Т=10.50; начинаем спуск. До первого поворота на серпантине дорога, как таковая, ещё есть, хоть и засыпанная камнями. Далее – хорошо набитая конная тропа, но тоже достаточно ровная и с уклоном, позволяющим нам съезжать вниз на гружёных велосипедах. (Вверх не получится даже налегке). Местами, желая сократить путь, подрезаем петли серпантина, скатываясь по мелкой осыпи, на ногах, с опорой на велосипед.

По выходу с осыпной части склона (h ~ 3600m) тропа переходит в широкую каменистую дорогу, которая поначалу кое-где прерывается небольшими оползнями. Петляя на спуске дорога уходит вправо-вниз, к броду через ручей, исток р.Южной Кегеты. Пройдя с километр правым бортом долины, дорога по мосту возвращается на левый берег. Часть группы проехала по этой дуге (с выходом на правый берег). Другие спустились пешком по конной тропе, которая на очередном крайнем левом развороте серпантина пошла влево-вниз, и коротким путём привела к дороге по левому берегу, метров на 200-250 ниже моста. Здесь, на h=3360m встали на обед. Ветер вверх по долине, солнечно.

Дорога усыпана скальными обломками. Лавируя на скорости между камней, руководитель шаркнул задним переключателем по одному из них. Переключатель залетел в спицы и порвал их шесть штук. По ходу ремонта выяснилось, что травмированное заднее колесо – единственное колесо в группе, оснащённое не кассетой, а трещоткой, и что съёмника именно трещотки в нашем ремнаборе нет. Поэтому спицы пришлось вязать, а ремонт занял больше времени, чем требовалось.

До самого впадения Южной Кегеты в Восточный Каракол дорога идёт по ущелью, левым берегом реки. Более-менее ровный спуск, значительных подъёмов нет. Большей частью дорога – каменистая горная, местами настолько засыпана камнями, что даже на спуске спешиваемся и проводим велосипеды. Километра за два до выхода из ущелья слева открылась узкая долина притока. Туда, к юртам на высоком травянистом склоне, уходит накатанная автомобильная дорога. Устье р.Южной Кегеты на километр ниже взятого сегодня перевала, h=2781m; d=16,7km; D=110km. Гостим в юрте чабанов из Кочкорки, затем берём курс на запад, к верховьям р.Вост.Каракол. Хорошо накатанная машинами каменистая грунтовка идёт левым берегом. Неглубокий брод через р.Юж.Кегеты, дно позволяет нам преодолеть его с ходу. По широкой, зелёной долине Вост.Каракола то и дело видны юрты чабанов, отары, стада, табуны. Уклон невелик, мосты через левые притоки исправные. При пересечении дороги с р.Дюнгюрёмё встаём на ночь, укрывшись от ветра в травянистой низине. h=3053m; d=24km; D=117,4km; Т=20.30. Вечером в гости пришёл молодой чабан, с женой и дитём. По-русски не говорит, но деньги за принесённое с собой угощение спросить сумел и даже взял рубли.


Вост.Каракол – пер. Каракол – Зап.Каракол

День четвёртый, 8 августа

Солнечное утро дарит отличный вид на украшенную ледниками цепь четырёхтысячников хребта Кара-Майнок. Выход в 9.30. Дорога продолжается по террасе над руслом реки, преодолевая мелкие броды через ручьи сбегающие с южных склонов Киргизского хребта. Чабаны приглашают в юрты – отдыхать, пить кумыс, чувствуется их повышенный интерес к западным туристам.

d=4,2km; D=121,6km; h=3212m; t=22оС – мост через Восточный Каракол. По нему дорога выходит на правый берег. Затем вниз по течению реки, она набирает высоту по склону и сворачивает в долину её правого притока, текущего из-под пер.Каракол.

Других мостов на реке мы не видели. После того, как дорога по мосту ушла на правый берег Вост.Каракола, её продолжением вдоль левого берега является конная тропа. Собственно, это долина уже не Восточного Каракола, а его северного истока – р.Кара-Тёр, по ней можно подойти к гребню Киргизского хребта (вершина Узловая и к пер.Ыссык-Ата Южный, 4100m,2А).

Подъём на пер.Каракол – тягун по каменистой грунтовке, профилированной горной дорге. Уклон приемлемый, чтобы въехать на гружёном велосипеде. Попутный ветерок. По правому берегу с перевала к реке Вост.Каракол спускается грунтовая дорога, далее она сопровождает реку на всём её протяжении, соединяя правобережные стойбища чабанов.

d=7,2km; D=124,6km; h=3481/3462m; Т=11.20. Широкая седловина пер.Каракол, тур, пара снежников. Хороший обзор просторной, зеленеющей долины Западного Каракола и протянувшихся вдоль неё хребтов.

Спуск с перевала – немного серпантина, по каменистой горной дороге, уклон неопасный. При спуске есть возможность срезать пару петель по другой ветке, более крутой, но тоже проезжей.

Красивые виды на хр.Кара-Майнок. Ледник между вершинами 4250m и 4225m даёт начало южному истоку Зап.Каракола – реке.Сары-Кёль, вода которой молочного цвета.

Серпантин закончился: d=10,1km; D=127,5km; h=3250m; Т=12.30. Далее – плавный сброс высоты по каменистой грунтовке, правым берегом р.Западный Каракол.

Брод через правый приток, несложный. Как и все остальные его можно проехать на велосипеде. d=12,8km; D=130,2km; h=3160m; Т=12.50.

Обед. d=20,6km; D=138km; h=3010m; Т=15.00. За перевалом Каракол скопление грозовых туч, но, видимо, перевалить в нашу долину им пока не удаётся. Русло Западного Каракола – в протоках, места здесь, должно быть, рыбные.

Река входит в ущелье, d=32,3km; D=149,7km; h=2770m. Дорога попеременно идёт то высоким берегом, то снова спускается почти до уровня русла реки. Скалистые берега, есть и отдельно стоящие останцы. По дороге единичные подъёмы от тридцати до сотни метров, но значительные уклоны редки.

Вчерашние чабаны утверждали: пастбища на Зап.Караколе лучше, чем на Восточном, но им туда дороги нет – чужой административный район. Юрты после перевала видим реже, а мосты через реку чаще. d=34,3km (D=151,7km; h=2688m; Т=15.50)первый мост через Западный Каракол, металлический, для прогона скота.

d=36,1km (D=153,5km; h=2667m; Т=16.00) – широкая долина правого притока – р.Баш-Ала-Арча и мост через неё, рассчитанный на мощный паводок. Над предгорьями торчат зубчатые пики Киргизского хребта. Долина Зап.Каракола постепенно расширяется, по берегам реки – заросли кустарника, деревьев. Слева – ущелье р.Сеок. Над горным хребтом по левобережью гуляют тучи, а у нас солнечно. Купаемся, хотя вода достаточно холодная. Мост через Зап.Каракол в хорошем состоянии, h=2482m. Впереди просматривается Сусамырская долина. Выкатываемся на просторы урочища Кара=Кашат, слева кошара, юрты. Дорога очень каменистая, разбита. Машины (за весь день видели с полдюжины легковушек) предпочитают ехать параллельным курсом, по более мягкому грунту – по степи, по стерне. Одну за другой проезжаем несколько скотоводческих ферм, с виду вполне разорённых, из домашних животных – только собаки.

Река приблизилась к скалистой гряде по левому берегу, дорога – к реке. Автомобильный мост через Зап.Каракол, кусочек асфальта – шоссе А-367. Справа поодаль, у дороги – несколько убогих жилых домиков. На ночь встаём в зелёной зоне по левому берегу, чуть выше моста. Тут уже расположилась пара французских велотуристов – едут на Иссык-Куль по маршруту, схожим с нашим. d=90,6km; D=208km; h=2137/2100m; Т=21.30.


Зап.Каракол – Кёкёмерен – пер. Чиль-Бель – оз.Сонг-Кёль

День пятый, 9 августа

Места тут вполне змеиные, вчера вечером рептилии пару раз попадались нам на глаза.

С утра t=6оС, солнечно. Французы собрались и в 7.30 укатили. Мы дали им фору один час. Состояние дороги прежнее – "стиральная доска" Параллельно шоссе идёт полевой тракт для тех, кто не хочет бить машину на ухабах. d=4,4km; D=212,4km; h=2104m – посёлок Кожумкул, протяжённый, есть магазины. Дорога входит в живописное ущелье р.Кёкёмерен, справа – хр.Сандык, слева – хр.Джумгал-Тоо. По мосту уходим на правый бе+рег. По левому берегу дороги нет, но ниже (h=1888m) в долину притока – р.Ой-Кайынг – есть автомобильный мост, с подмытыми опорами. Продолжаем сбрасывать высоту. Вместе с тем, временами встречаются протяжённые участки без выраженного уклона, а порой приходится преодолевать локальные подъёмы, когда дорога верхами проходит над каньонами Кёкёмерена. Красивы разноцветные скальные и осыпные склоны, их сочетание с бело-голубой рекой и зеленью прибрежной растительности. Машин почти нет, водников не видно. d=32km; D=240km – село Кызыл-Кой в долине крупного притока справа. Есть пара магазинов и информационный офис туризма (предложения конных, пеших прогулок в горы и т.п.)

d=38km; D=246km; h=1817m; t=35оС; Т=11.30; очередной локальный подъём.

d=41,8km; D=249,8km; h=1736m; t=36оС; небольшой водопадный приток справа, мост и скульптурное изображение горного козла..

По выходу из ущелья, по левобережью – великолепие горных склонов, окрашенных различными оттенками красного цвета. d=54,5km; D=262,5km; h=1614/1504m t=32оС; Т=13.00-14.20; Обед на въезде в небольшой посёлок, купание, постирушки.

Спуск, мост через р.Кёкёмерен, посёлок Арал (d=57km; D=265km; Т=14.40). Асфальт, колонка (вода), Т-образный перекрёсток. Нам налево – на Чаек. Пара знакомых нам французов на обеде у реки.

Подъём по долине р.Джумгал (левый приток Кёкёмерена) – неторопливый набор высоты, асфальт очень ветхий, местами отсутствует. Вокруг степь, кое-где поля, вдали горы, по трассе – жара, шныряют минибусы. В небольших посёлках – вода в колонках и напитки в ларьках.

D= 368,5km – мост через Джумгал, далее весь день река будет где-то далеко внизу и справа.

d=75km; D=283km; h=1784/1617m; t=36оС; Т=16.30 – райцентр Чаек (автостанция, милиция, больница, рынок, магазины, харчевни). Закупили продукты – хлеб, овощи (за 5 дней концентраты уже надоели).

Продолжаем набор высоты. На 96-м км пути (D=304km), дорога на неком подобии перевала преодолевает h=2062m, а затем устремляется вниз. Пос.Тюгель-Сай: d=103,4km; D=311,4km; h=1919m; Т=19.20; магазины, колонки, асфальт.

В паре километров за поселком сворачиваем по грунтовке вправо, к хуторку в прибрежной зоне Джумгала. Хозяин разрешил поставить палатки на скошенном лугу в излучине протоки, продал пару литров молока. Вода из родника (надо кипятить, поскольку тут же водопой скота). d=106,5km; D=314,5km; h=1990m.


День шестой, 10 августа

Облачно, t=20оС; выход в 08.30. Возвращаемся на шоссе А-367. В завершении небольшого подъёма (D=315,9km; h=1945m) ещё одна отливка горного козла, родник и пара ларьков (общепит, продукты).

d=4,5km; D=319km – центр посёлка Куйручук. Х-обрзный перекрёсток, нам вправо-вниз, к мосту через сухое русло реки. По последней улице посёлка, параллельной реке, сворачиваем вправо и едем до его окраины. Продолжением улицы (D=321km) является грунтовая дорога, плавно идущая на подъём в сторону ОТФ, что слева в предгорьях. Склоны голые, ферма пустая; d=11,8km; D=326,3km; h=2182m; t=36оС; Т=10.00. По дороге метров на 70 спускаемся в долину, похожую на глубокий овраг, с текущим по дну ручьём. Начинаем подъём вдоль его русла, долина преобразуется в ущелье. Дорога пока каменистая грунтовка и наша средняя скорость ~ 9км/ч. Купаемся в ручье. Вверх проносится до десятка мотоциклистов, следом едет джип сопровождения (везёт их багаж на оз.Сонг-Кёль). Леонид, с утра страдающий от вчерашних немытых огурцов, желая хоть как-то облегчить свою участь, уговаривает водителя джипа "забросить на озеро" свой рюкзак.

Дорога по ущелью – с участками крутых подъёмов и несложных бродов. Есть места, пригодные для стоянки, пара домиков (запертых). Качество дороги заметно ухудшается, всё чаще это каменистая горная, с обнажением скальных пород и значительными промоинами. Подъём, завершающий выход из ущелья, пожалуй, будет сложный даже для спуска – выраженный уклон и неровности дороги. Два УАЗа-фургона с трудом преодолевают его, проезжая мимо нас, пока мы обедаем на роднике (d=23,7km; D=338,2km; h=2715; t=28оС).

По выходу из ущелья начинается серпантин, по каменистой горной дороге. d=25,5km; D=340km; h=2919m; t=31оС; Т=16.30. При желании можно срезать отдельные его петли, если воспользоваться скотопрогонными вставками. Но ехать на велосипеде вверх по этим тропам невозможно, только проводка.

Перевал Чиль-Бель: d=27,8km; D=342,3km; h=3253/3249m; Т=18.00; t=20оС. Сбрызнул мелкий дождик, горы к западу в свинцовых облаках, ветер – со стороны долины, западный. К востоку от перевала – просторная высокогорная котловина, с виднеющимся вдали зеркалом озера и холмистой степью на пути к нему. Подъехали на лошадях двое пьяных чабанов и после коротких предисловий принялись навязчиво предлагать нам одарить их чем-либо существенным (в том смысле, что "карамельки и батарейки не пьём").

Найти Лёнин багаж оказалось не просто. Беря у него рюкзак, водитель джипа сказал, что на Сонг-Кёле мотоциклисты остановятся в кемпинге "Шепардс-Лайф". Как выяснилось, это общее название (как "Хилтон" или "Холидей-Инн"), которое носят с полдюжины "юрт-отелей", раскиданных по окружности всего озера. Чтобы как-то распознавать их между собой, у каждого есть своё расширение имени, например: "Шепардс-Лайф"–Батай. "Юрт-отель" – это группа от 2 до 5 (редко больше) юрт, одна из которых "служебная", там обитает обслуживающий персонал – киргизская семья, которая для туристов: готовит, накрывает, моет, стелит, прибирает, а кроме того – просто живёт: пасёт, доит, рыбачит, нянчит и т.д. В остальных, гостевых юртах останавливаются отдыхающие. Со стороны такие кемпинги никак не отличаются от стойбища чабана, разве, что многочисленностью юрт. Мы остановились палаточным лагерем при одном из таких кемпингов (хозяева бизнеса – местные французы, на Сонг-Кёле у них промежуточный лагерь в 2-х недельном конном туре для туристов из Западной Европы). Расспросы показали, что группа мотоциклистов, как будто, направилась вдоль северного берега Сонг-Кёля, и что там несколько "шепардслайфов", самый удалённый в 40 км от нас. На "французском" УАЗике мы прошмонали подряд все кемпинги в 20-километровой прибрежной зоне. Потом Леонид остался в самом отстойном из них – сторожить наши с ним велосипеды, а я сменил лошадь (УАЗ-фургон на Москвич-412) и поехал дальше шерстить северное побережье. Глубокой ночью рюкзак был найден – в самом дальнем "шепардслайфе". Поутру мотоциклисты собирались ехать дальше, и что сталось бы с Лёниной поклажей (с его деньгами, документами и билетом на обратную дорогу), не забери мы её обратно, – неизвестно. Поиски рюкзака стоили нам 1600 сомов и назавтра обернулись вынужденной полуднёвкой. А эту ночь мы с Леонидом спали в гостевой юрте на северном берегу озера, остальная часть группы – в палатках, на западном. d=33,8km; D=348,3km; h=3081m.


Оз. Сонг-Кёль – пер.Оцеки – пер.Джомбулак – Нарын

День седьмой, 11 августа

Сонг-Кель – государственный охотничий заказник, рыбачить (пелядь) можно только на удочку. Полный круг по берегу озера ~ 90км. Рельеф северной береговой линии более выражен, дорога там преодолевает крутые склоны, но местами идёт вдоль самой воды. Симпатичные бухты, галечные отмели, прозрачная вода. Далее к востоку горы отдаляются, берег заболочен. Всё западное и южное побережье Сонг-Кёля равнинное, дорога проходит в значительном отдалении от береговой линии. Подходы к воде в кочкарнике, берега топкие, дно илистое.

Существует шесть выходов к озеру по автомобильным дорогам, через перевалы: Карагача, Чиль-Бель, Тюз-Ашу, Тулюк, Оцеки, Молдоо-Бель. Самый короткий путь на Сонг-Кёль из Кочкорки – через пер.Тулюк, из Нарына – через пер.Оцеки (он же – 32 попугая, он же – Терскей-Торпок).

С утра солнечная погода. Ближе к полудню мы с Леонидом доехали до нашей группы. Отобедали в гостях у французов. Посмотрели конное состязание киргизов – "козлодёр" (что-то среднее между регби и поло, только вместо мяча – обезглавленная туша чёрного козла и ворот нет). Вышли поздно, в 15.40; t=25оС. Гроза над Молдо-Тоо, видно как льёт в горном массиве Сонг-Кёль-Тоо (на севере) и к западу от Чиль-Биля. Над нами – облачно с прояснениями и ни капли за весь день. Ветер в спину. Дорога каменистая грунтовка, равнина. На 12-м км встретили пару швейцарских велотуристов, они только что вышли к озеру через пер.Молдоо-Бель.

d=19,5km; D=367,8km; h=3053m; Т=17.20; t=26оС; небольшой плавный подъём, кажущиеся нелогичными изгибы дороги. Но желание срезать по второстепенной грунтовке, уходящей как будто в нужном направлении, уводит на ближайшие холмы, к стойбищу чабанов. Минуем несколько "юрт-отелей", в т.ч. пару "шепардслайфов"; d=30km; D=378,3km; h=3055m; Т=18.20; t=26оС.

Из озера берёт начало одноимённая река; d=35,7km; D=384km. Горы вокруг – ниже и положе.

d=38,4km; D=386,7km; h=3034m; Т=19.20. – развилка: влево по мосту через р.Сонг-Кёль уходит дорога на пер.Тулюк, чуть правее – на пер Оцеки. Место для стоянки неплохое – есть вода и можно укрыться от ветра. Но стоит несколько юрт и много бодрой киргизской молодёжи – показалось слишком людно. Движемся в сторону пер.Оцеки. Локальный подъём, до уровня h=3128m и спуск в неширокий межгорный проход, до h=3053m. Далее снова набор высоты и выход на перевальное седло, к отметке h=3147m. Крутой, почти обрывистый восточный склон густо изрезан петлями серпантина. Их должно быть 32 штуки – в соответствии со вторым названием перевала. Спускаемся уже в сумерках. Только по окончании серпантина, у самой реки удаётся найти место для стоянки. d=49,1km; D=397,4km; h=2643m.


День восьмой, 12 августа

Небо и вчерашний спуск с перевала затянуты облаками. Временами мелкий дождик, t=11оС.

Перевал Оцеки расположен в горном массиве, обрамляющем восточную окраину котловины оз.Сонг-Кёль. Но водоразделом он не является. Вытекающая из озера река прорезает эти горы, таким образом, наша дорога через перевал Оцеки – это лишь движение вниз по берегу одной и той же реки, хотя и с преодолением локального подъёма.

Ущелье реки Сонг-Кёль (после выхода к ней дороги с перевала) стало заметно шире, по скалистому склону правого берега растут деревья. Уклон дороги хорошо выражен, качество покрытия – каменистая грунтовка. d=10,8km; D=408,4km, h=2538m – деревянный мост, дорога уходит на левый берег. В этом месте река делает правый поворот и принимает левый приток – р.Корго. На высоком берегу, напротив излучины виднеются юрты и домик. Дорога далее идёт на подъём вдоль правого берега р.Корго. Русло – в отдалении и кажется сухим. Выходим в урочище Корго – сравнительно широкую горную долину. По левому борту – гряда высоких холмообразных гор, поросших травой. Справа (и впереди – сквозь низкую облачность) – та же стена покатых гор, местами поросших тянь-шаньской елью, дугой охватывает долину. Вверх по руслу Корго, у подножья гор виднеется домик, вероятно, лесничество, туда идёт автомобильная колея. Основная же дорога уходит влево – на серпантин.

Перевал Джомбулак, h=3011/3026m; d=21,9km; D=419,2km; t=18оС. Окружающие горы большей частью скрыты низкой облачностью. Спуск по серпантину, с быстрой потерей высоты, дорога каменистая горная, с промоинами и включениями крупных булыжников.

d=28,5km; D=425,9km; h=2570m – мост. По нему дорога выходит на высокий левый берег р.Джерге-Тал и соединяется с равноценной, спустившейся с гор, со стороны истоков Джерге-Тала. Поодаль расположено несколько хозяйственных построек, видимо, дорожной службы. Дорога – каменистая грунтовка, рельеф – слабопересечённый.

d=32,3km; D=429,6km; h=2505m. Обед у моста при выходе на асфальт трассы Балыкчи-Нарын. Здесь и далее по трассе – придорожный общепит и торговля: из юрт, из-под навесов, с машин, с лотков, с рук. Облачно с прояснениями, слегка обдувает. Движение по А-365 довольно плотное, большегрузные фуры из Китая идут на пер.Долон, отрыгая выхлопные газы. Асфальт хороший, уклон тоже. Женя, хоть и вынужден оставить нас, но пока его транспортный вопрос не решён, едет с нами. В Оттуке он садится в микроавтобус, идущий на Балыкчи. Здесь же нас нагоняет велотурист-одиночка. Англичанин идёт через Тянь-Шань в Кашгарию, едет в хорошем темпе.

После моста через р.Он-Арча дорога пошла в гору. Голые склоны, мелкий дождь. Удовольствие доставил стремительный спуск к развилке на въезде в г.Нарын. Поворот направо – в центр города и к английскому приюту (туда свернул вновь нагнавший нас англичанин). Мы едем влево, по окружной, которая выведет нас к восточной окраине Нарына. Дождь переходит в ливень. Справа – стоянка большегрузных машин, столовая до 19.00 (уже закрыта), размещение – койко-места в комнате на 10 человек, без водопровода, удобства на дворе – нас не устраивает.

В Нарыне, следуя разъяснениям милиции, находим гостиницу Ала-Тоо. Берём два номера рядом: 4 местный за 400сом (без горячей воды) и 1 местный за 250сом (с горячей водой). В кафе заказали ужин с доставкой в номер (1000сом). Велосипеды сдали в камеру хранения (25сом). Приняли душ, состирнулись и сколько смогли – съели. d=78,3km; D=475,7km; h=2043m.


Нарын – пер.Тосор – оз.Иссык-Куль – Балыкчи

День девятый, 13 августа

С утра солнечно. У нас в запасе три полных дня. День – на прохождение перевала Тосор, от источников Джийлу-Су до озера Иссык-Куль. Плюс день – на озере (народ жаждет). Значит задача сегодняшнего дня – дойти источников (к вечеру надо быть обязательно, чтоб без суеты принять ванны). От гостиницы до Джийлу-Су 140 км, преимущественно в гору. В городе надо ещё купить продуктов и по возможности – задний переключатель. Таким образом, полдня, проведённых на Сонг-Кёле, теперь нам не хватает. Решено – уладить все дела в Нарыне, взять авто и проброситься на нём до Джийлу-Су.

На стоянке перед автовокзалом наняли микробус "Мерседес" за 3000сом (допускаю, что переплатили). Брать рубли водители отказались, пришлось докупить сомы в банке.

Задний переключатель, повредивший свою конфигурацию при спуске с пер.Кегеты, стал временами прикусывать цепь и, как следствие, норовит опять хватануть за спицы. На рынке пытаемся найти замену инвалиду. Но выбор велозапчастей в областном центре оказался весьма скромный. Ограничились сменой роликов и правкой рамки заднего переключателя.

Докупили продукты и бензин для примуса. В 12 часов выехали. В долине Малого Нарына останавливаемся, чтобы поснимать его живописное ущелье. К четырём часам выгрузились перед бродом через правый приток р.Учемчек, в пятистах метрах ниже источников Джиёлу-Су. Выше такие машины уже не ходят. Здесь ещё один "Мерседес", с прицепом – он привёз группу украинских водников. Сплавщики от принятия ванн отказались – "слишком горячая вода", погрузились в катамараны и отчалили.

На источниках, h=3030m, большой щитовой дом на 3 секции по 3 комнаты. Хозяйничает тут киргизская семья, по аналогии с юрт-отелем – коротает пастбищный сезон и обслуживает туристов. Сейчас здесь 4 французов-пешеходов, а численность сопровождающей их команды в 1,5 раза больше, чем туристов: переводчики, проводник, повар, погонщики вьючных лошадей. Хозяйка предоставила нам секцию (без печки, бесплатно), продала молока (15сом/2л) и взяла за посещение ванн 250сом. Вода в источнике действительно горячая, как минимум – более 50оС.


День десятый, 14 августа

С утра солнечно, небольшая высокая облачность. Выход в 8.30. Качество дороги похуже, чем было до источников, броды простые, уклон заметный. Но автомашинами дорога используется, на подъёме встретили два джипа. Пересеклись с велотуристами – с канадцем-одиночкой и с голландской парой. h=3320m; d=10,9km; D=507,2km. Подъёмы чередуются со спусками. Долина расширяется, на сыртах – стада яков, отары овец. Ледники по гребню хребта на левому берегу. Ветер встречный, лёгкая облачность. Дорога всё более отдаляется от реки (теперь это Ашуулу-Тёбе). Под острым углом от основной дороги отошла второстепенная. Чуть позже к ней же направилась ещё одна. Второстепенная дорога тянется ниже по склону, в верховья долины Ашуулу-Тёбе – в направлении к пер.Кегере-Таш и озеру Чункур-Кёль(3674m), с последующем выходом в долину реки Барскоон.

Дорога на пер.Тосор пошла вверх, подрезая склон, начался серпантин. Качество дороги плохое (крупные камни, промоины), в совокупности со значительным уклоном – вынуждает нас кое-где провести велосипеды на этом участке подъёма. Ближе к перевалу серпантин заканчивается. Облачно, но над нами солнце. Ветер северный, усилился.

На перевале Тосор (d=34,2km; D=510km; h=3888m; Т=16.00) – крохотное озерко, участок дороги без уклона, с обеих сторон стиснутый крупными осыпями.

На спуске короткий серпантин до выхода из горного цирка. Местами дорога очень плохого качества – проложена по моренам, крупные камни, торчат из полотна дороги. Вместе с тем, вид на перевал и хребет с северной стороны гораздо симпатичнее, чем с южной – ледники, цирк, усыпанный каменным ломом, скальный гребень, крупные осыпи.

Далее дорога – очень каменистая – продолжается по правому борту долины, высоко над руслом бегущей внизу реки. Снова начинается серпантин, уклон значительный. Часто промоины, продольные и поперечные, серьёзно затрудняют манёвры на поворотах. Осыпные склоны сменяются сыртами, появились юрты, кошары. Впереди стеной в ряд встают две горный гряды, разделённые между собой скальным ущельем. Слева горы Кызыл-Кюнгей, справа – Узун-Кыр. Это последние горы перед Иссык-Кулем. Дорога по дуге вправо спускается к правому притоку р.Тосор, моста нет, брод серьёзный. Возвращаемся метров на 200 и по мосткам (напротив одиноко стоящего домика) переходим на правый берег. Перед входом в ущелье – перекрёсток. Влево, вдоль Кызыл-Кюнгей. уходит хорошо накатанная дорога. Нам прямо – вдоль р.Тосор через ущелье. На входе в каньон шлагбаум и будка (никого нет). По выходу из ущелья дорога по пересечённой местности выносит нас к берегу Иссык-Куля. Хорошее место для стоянки – за шоссе, в зелёной зоне слева от устья р.Тосор. Тут костровище, родник, песчаная отмель, деревья, кусты облепихи. Однако, следует быть осторожным – возможны проколы камер колючками. Ближайшее придорожное кафе в километре в сторону Балыкчи, магазины – в пос.Тосор. h=1627m; d=70,9km; D=546,6km.


День одиннадцатый, 15 августа

Погода солнечная. Купание и стирка. Затем направляемся по шоссе А-363 в Балыкчи – без четверти пять оттуда на Бишкек пойдёт пригородный поезд, нам желательно на него сесть.

Первая треть пути идёт по равнине, в непосредственной близости от берега, где ещё достаточно мест для отдыха неорганизованных туристов. Вместе с тем активно ведётся коммерческое обустройство прибрежной зоны. Как, например, возведение сплошного бетонного ограждения с пропускными пунктами для доступа к пляжу. Арендаторы получили под свой проект, наверняка, не самую худшую часть побережья.

Качество асфальта хорошее, машин по трассе немного. Встретили российских велотуристов, впервые за весь поход.

Вторая треть пути – "горная". От пос.Тон шоссе уходит на подъём, вглубь берега. За Ак-Саем – тягун, на уровне чуть более 2000м что-то наподобие перевала. Тут же юрты-кафе, торговые палатки, лотки придорожной торговли. Видно как проливаются дождём грозовые тучи в горах Терскей-Алатау. У нас – жара. Приятный спуск и фруктовые деревья вдоль дороги, в свободном доступе – яблоки, алыча. В посёлках вдоль дороги эти же фрукты, а также сливы и абрикосы, продают проезжающим вёдрами.

Последний отрезок пути проходит в пределах видимости Иссык-Куля, но места для отдыха здесь, похоже, далеко не лучшие. Судя по растительности берег сырой и, возможно, топкий.

Ж.д. вокзал в Балыкчи (h=1621m; d=120km ) – справа на въезде в город (западная окраина). На вокзале есть столовая. Билеты можно приобрести в кассах (70сом/чел, вагон не указывается) или у проводника. В составе есть вагоны типа плацкартных (с верхними полками) и "самолётного" типа (только сидячие места). С велосипедами лучше выбрать первые.

В сумерках прибыли в Бишкек (h=780m). В 21.40 размесились в интернате для слабослышащих детей (адрес, проезд, условия проживания – см. в разделе "Организация похода").


День двенадцатый, 16 августа

Погода солнечная. Поменяли деньги, купили продукты в дорогу, сели в поезд Бишкек-Свердловск.

 

Итоги, выводы, рекомендации

Цели похода – знакомство с Тянь-Шанем и совершение спортивного велосипедного путешествия заявленной кат.сл. – были выполнены.

Прохождение пер.Кегеты (самое сложное препятствие на маршруте) в первые дни похода – мера вынужденная, но вполне оправданная. Подъём на него начался с первого дня, а к исходу второго группа вышла под перевальный взлёт, на h=3500m. При этом каких-либо признаков недостаточной акклиматизации у членов группы не наблюдалось.

К удачным решениям при подготовке и прохождении маршрута следует отнести:

Закуп продуктов в Екатеринбурге и ночной проезд от Бишкека до Ивановки. Это избавило от пустых трат времени по прибытию в Бишкек (мы сэкономили как минимум половину ходового дня) и позволило пройти шоссе А-365 в часы с минимальным движением по нему автотранспорта;

Прохождение Кегеты наиболее целесообразным путём – с севера на юг, а не наоборот. Оба варианта оцениваются как ГПП КТ-5. Но в первом случае дорога, за немногими исключениями, позволяет ехать практически до самого перевала, а при подъёме на Кегеты с юга доля пеших участков будет несравнимо больше, потребуется длительная проводка велосипеда по осыпному склону;

Перевал Тосор предпочтительнее брать с севера на юг. Несмотря на то, что автомобильная колея ведёт на Тосор с обеих сторон, но при подъёме со стороны Иссык-Куля качество дороги и уклон, видимо, будут настолько затруднять движение на гружёном велосипеде, что значительную часть пути придётся преодолевать пешком;

Добавление фрагментов, включающих пер.Каракол, долины рек Зап.Каракол и Кёкёмерен позволило обогатить первоначальный вариант нашего маршрута;

Включение озера Сонг-Кёль в нитку маршрута, в целом, тоже удачное решение. Эта высокогорная котловина сама по себе заслуживает того, чтобы её посетить. Кроме того, проезд через Сонг-Кёль избавлял нас от необходимости идти по загруженной трассе А-365 через Долон. Перевал Чиль-Биль, возможно, наиболее подходящий вариант выхода к озеру из долины Джумгала;

К неудачам, видимо, можно было бы отнести:

Вынужденную полуднёвку на оз.Сонг-Кёль и то что потом не захотели (или не смогли) наверстать упущенное;

Как следствие предыдущего – пассивный проезд от Нарына до Джийлу-Су. Долину Малого Нарына, конечно, надо проходить на велосипеде;

Изначально ограниченный срок нашего пребывания в Тянь-Шане и прохождение маршрута по запасному (усложнённому) варианту не дали возможности в полной мере "поматрасить" на Иссык-Куле.


Высотный профиль маршрута